Один подход к оценке привлекательности альтернативных свойств
Метод оценки важности альтернативных свойств применяется в ситуации, когда некоторые свойства продукта являются альтернативными – полностью или почти полностью взаимоисключающими, несовместимыми, полярными. По сути, материал данного подраздела развивает теорию построения многофакторных моделей оценки отношения на основе оригинальных оценок привлекательности альтернативных свойств продукта.
К отбору наиболее привлекательных, а по сути – важных, свойств продукта применяется подход, основанный на выборе одного свойства из двух альтернативных с последующей оценкой важности этого свойства. Рассматривается М пар альтернативных свойств (i = 1, ..., М). Из каждой пары и свойств каждым респондентом отбирается одно, которому присваивается значение "1", а другому присваивается "0". Затем оценивается важность (К) отобранного свойства.
По результатам опроса всех т респондентов (s = 1, 2, ..., т) рассчитывается 2М значений суммарной (по всем респондентам) оценки привлекательности (важности) свойства в соответствии с зависимостью
где – важность свойства (например, К принимает значения 1, 2, 3); i – номер пары свойств (i = 1, ..., М); j – номер альтернативного свойства (j = 1, 2); s – номер респондента; – обозначение альтернативного свойства со значениями "0" или "1".
Данный показатель может быть назван привлекательностью свойства. Для исключения зависимости от числа респондентов рассчитывается среднее значение привлекательности свойства в виде . Результатом будет набор наиболее значимых свойств, которые предварительно ранжируются.
Другой практически важный показатель – степень уверенности (уверенность) респондентов: , где – число предпочтений или, иначе, число респондентов, выбравших данное альтернативное свойство. Чем ближе данное значение к максимальному значению по шкале К, тем выше степень уверенности в важности данного свойства у тех, кто ее выбрал.
В качестве мультиатрибутивной интегральной оценки отношения к продукту возможно применение модели, учитывающей важность, уверенность в оценке важности и выраженность свойств. В данных здесь обозначениях модель имеет вид
Здесь – оценка выраженности свойства с номером ij некоторого конкретного продукта.
Пример оценки привлекательности свойств учебного курса
Содержательная постановка данной задачи была дана при рассмотрении дихотомических вопросов в подразд. 11.3, где на рис. 11.2 содержится фрагмент анкеты. Далее представлены расчеты и проведен анализ. Каждой паре альтернативных свойств присваивается единый ранг, рассчитанный по суммарному баллу. При расчете общего балла применена трехуровневая шкала для важности свойств с уровнями К= 1, 2, 3. Результаты оценки свойств учебного курса (качества преподавания учебной дисциплины) группой студентов (опрошено 19 студентов) приведены в табл. 15.7.
Таблица 15.7
Результаты оценки привлекательности свойств учебного курса
Альтернативное свойство |
Число предпочтений, т, |
Привлекательность, XV |
Ранг по W |
Уверенность, К* |
1.1. Возможность записать |
10 |
24 |
4 |
2,4 |
1.2. Больше услышать и подумать без записи |
9 |
18 |
9 |
2 |
2.1. Конкретное изложение по пунктам |
12 |
21 |
6 |
1,83 |
2.2. Дается направление и примеры из жизни |
7 |
16 |
10 |
2,28 |
3.1. Возможность задать вопрос в ходе лекции |
14 |
28 |
2 |
2 |
3.2. Вопросы после лекции |
5 |
6 |
15 |
1,2 |
4.1. Поддержание дисциплины |
13 |
20 |
7-8 |
1,54 |
4.2. "Полная демократия" |
6 |
8 |
13-14 |
1,33 |
5.1. Контроль знаний в семестре |
15 |
25 |
3 |
1,67 |
5.2. Только на экзамене |
4 |
8 |
13-14 |
2 |
6.1. Официальное поведение |
1 |
1 |
16 |
1 |
6.2. Доверительное поведение |
18 |
37 |
1 |
2,06 |
7.1. Необходимость готовиться к занятиям |
9 |
15 |
11 |
1,67 |
7.2. К занятиям можно не готовиться |
10 |
20 |
7-8 |
2 |
8.1. Каждый получит свое |
9 |
13 |
12 |
1,44 |
8.2. Преподаватель двоек не ставит |
10 |
22 |
5 |
2,2 |
По результатам анализа значений степени привлекательности свойств W можно сделать вывод, что студенты предпочитают их следующий набор: доверительное поведение (W = 37), возможность задать вопрос в ходе лекции (W = 28), контроль знаний в семестре, возможность записать, не получать двоек на экзамене, конкретное изложение материала лекций по пунктам. Перечисленные свойства даны по убыванию степени их предпочтения. Из 16 рассмотренных свойств к наименее привлекательным относятся: возможность задавать вопросы только после лекции (W= 6) и официальное поведение преподавателя (W= 1).
Анализ количества выборов альтернативных показателей позволяет сделать вывод, что мнения разделились примерно поровну по первому, седьмому и восьмому свойствам. Анализ средних значений важностей показывает, что с наибольшей уверенностью опрашиваемые высказались относительно возможностей записать (К* = 2,4), получить основное направление и узнать примеры из жизни (К* = 2,28), а также доверительного поведения (К* = 2,06).
Обращает на себя внимание ситуация, когда общая оценка W и степень уверенности К* не совпадают. Так, по общей оценке важности контроль знаний в семестре имеет значительное предпочтение перед контролем только на экзамене (25 и 8), но желающие получить контроль только на экзамене придают несколько большее значение своему выбору (2 и 1,67).
Наличие близких значений показателя степени привлекательности свойств W для альтернативных свойств не позволяет признать существование универсальной и единственной системы требований к учебному процессу и преподавателю. Вывод состоит в том, что студенческая аудитория разнородна и соответственно востребованными являются несколько моделей преподавания. Это видно из результатов оценки важности по свойствам 1, 2 и 7, где мнения почти разделились и обе альтернативы востребованы. Наличие близких оценок общего балла W для альтернативных свойств на рынке означает, что производитель должен предлагать потребителю ассортиментный ряд продукта.
В подразд. 24.8 продолжено начатое в подразд. 11.3 исследование студентов, где будет проведен углубленный анализ неоднородности студентов с применением сегментации.