Подходы к периодизации развития в других науках
Η. Е. Мазалова, анализируя представление о жизненном цикле в русской традиционной культуре, отмечает, что основаниями для периодизации здесь служили изменения производительной силы[1]. Выделялись такие группы людей, соответствующие различным периодам жизненного цикла, как новорожденные, дети, подростки, юноши и девушки, зрелые мужчины и женщины, старики. Детство продолжалось до пяти-семи лет, подростковый период – до 11–12 лет. Девушками и юношами считались молодые люди, достигшие совершеннолетия. Для их обозначения использовались лексемы, связанные со словом "рост": растоватая, выросток – в знак того, что в это время прекращается физический рост. В пик совершеннолетия о девушке или юноше говорили: в самой поре, т.е. в полном расцвете сил; именно они должны были вступать в брак. Названия взрослых людей могли употребляться по отношению ко всем взрослым, включая молодежь и стариков, что может означать отсутствие четких возрастных границ между жизненными периодами. Наиболее распространенные определения для взрослых: войти в года, летний, норный (вошедший в пору) и т.п.
По утверждению Η. Е. Мазаловой, в русских традиционных представлениях понятие старости рассматривалось неоднозначно. С одной стороны, в славянской мифологии противопоставление "старый – молодой" подчеркивает различие между зрелостью, максимумом производительных сил и дряхлостью. С другой стороны, этимологический анализ слова "старость" позволил выдающемуся русскому языковеду А. А. Потебне (1835–1891) сделать вывод о близости представлений о старости и крепости. Эту близость Потебня также видит в том, что образом старости было "стоячее прочное дерево".
Интересные данные о возрастной периодизации в Средневековье и отражении этой темы в искусстве приводит французский историк Филипп Арьес (1914–1984). Он цитирует латинского энциклопедиста Исидора[2]. Первый возраст – детство (еп/апсе), которое сажает зубы; начинается этот возраст с рождением ребенка и продолжается до семи лет. За детством следует второй возраст, называемый puerilia. Называют его так, потому что человек в этом возрасте подобен глазному зрачку, и продолжается этот возраст до 14 лет. Потом наступает очередь третьего возраста. Его называют отрочеством (adolescence), которое длится до 28 лет. В этом возрасте члены гибки и могут еще расти. После наступает молодость (jeunesse) – она находится в середине между всеми возрастами, и человек в этот период достигает своей самой большой силы. Молодость продолжается до 50 лет. Потом наступает зрелость (senecte). Исидор называет ее тяжестью, потому что в этом возрасте человек очень тяжел в поступках и манерах. В этом возрасте человек еще не старый, но уже прошел молодость. После этого приходит старость (viellesse). Согласно Исидору, старость называется так, потому что старики превращаются в младенцев.
Работы Н. Е. Мазаловой и Ф. Арьеса можно рассматривать как иллюстрации к проблеме периодизации. Но социальная антропология в целом говорит о том, что переход к следующему возрастному периоду должен сопровождаться изменением социального статуса человека, выполняемыми социальными ролями и жизненной активностью. Следовательно, развитие нужно рассматривать в социально-культурном контексте и в этом же ключе необходимо подойти к проблеме периодизации развития. Тогда в качестве критериев выделения жизненных фаз, или периодов, можно принять ступени социализации человека, которые напрямую зависят от существующих в обществе институтов и норм социализации.
Первые социальные нормы – приучение к опрятности и к горшку – активно осваиваются ребенком после года. Когда ребенок поступает в детский сад, происходит изменение социальной ситуации и соответственно качественно меняется развитие. ОГЛАВЛЕНИЕ и количество усваиваемых индивидом социальных норм значительно увеличивается. С началом школьного обучения ребенок попадает в условия не только освоения социально необходимой деятельности – учебной, – но и оценки обществом через существующие нормативы качества его работы. В подростковом возрасте идет активная подготовка к будущему, к обучению после школы. В молодости или юношестве (в литературе это период жизни называют по-разному) осуществляется подготовка к выполнению основных семейных и профессиональных ролей. Зрелость – время их реализации. Поздняя зрелость, или старость, – это период социального творчества, т.е. создания новых социальных продуктов, тех духовных или материальных ценностей, которые люди транслируют следующим поколениям в качестве жизненных ориентиров.
Опираясь на перечисленные этапы социализации, для современного общества, развивающегося по западному типу, можно говорить о выделении таких периодов, как младенчество (0–1), ранний возраст (1–3), дошкольный возраст (3–6), младший школьный возраст (от 6 до 9–10), подростковый (10–16), юношество (17–23), зрелость (от 23–25 до 55–60), поздняя зрелость, или старость (после 55–60).
В заключение необходимо еще раз отметить, что проблема периодизации развития имеет многовековую историю и периодизацию как познавательного, так и психосоциального развития нужно рассматривать в социокультурном контексте.