Подходы к определению основных этапов социализации личности
В современной социальной психологии все отчетливее проводится мысль об актуальности изучения особенностей становления личности на всех основных этапах ее онтогенеза, что неизбежно влечет за собой необходимость обращения к пониманию социализации личности. Проблема выделение стадий социализации личности в системе психологического знания имеет свою логику становления. Если общепринятым считается "распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности, то вопрос о том, происходит ли в зрелом возрасте усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации, является дискуссионным.
Одной из первых и наиболее признанной можно считать попытку Эрика Эриксона выделить восемь стадий жизни человека от рождения до старости. Он обратил внимание на развитие человеческого "Я" в процессе социогецеза, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающее в себя как позитивные, так и деструктивные новообразования возраста, связанные с разрешением кризисного противоречия возраста (табл. 10).
Концепция Э. Эриксона снимает дискуссионный характер социально-психологической проблемы социализации взрослых и пожилых людей, утверждает не только возможность, но и необходимость позитивной социализации на всех возрастных этапах.
Таблица 10
Полный жизненный цикл по Э. Эриксону
Стадии |
Радиус значимых отношений |
Основной выбор или кризисное противоречие возраста |
Позитивные "новообразования" возраста |
Деструктивные "новообразования" возраста |
1. Младенчество |
Мать |
Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности |
Базисное доверие, надежда |
Уход от общения и деятельности |
2. Раннее детство |
Родители |
Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений |
Воля |
Навязчивость (импульсивность или соглашательство) |
3. Возраст игры |
Семья |
Личная инициатива против чувства вины и страха порицания |
Целеустремленность, целенаправленность |
Заторможенность |
4. Школьный возраст |
Соседи, школа |
Предприимчивость против чувства неполноценности |
Компетентность, умелость |
Инертность |
5. Подростки |
Группы сверстников |
Идентичность против смешения идентичности |
Верность |
Застенчивость, негативизм |
6. Юность |
Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники |
Интимность против изоляции |
Любовь |
Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений) |
7. Взрослость |
Разделенный труд и общий дом |
Производительность против застоя, поглощенности собой |
Забота, милосердие |
Отверженность |
8. Старость |
Человечество – "мой род" |
Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения |
Мудрость |
Презрение |
Чешский социальный психолог А. Юровский предлагает следующие стадии социализации:
1) стадия связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм в процессе его вхождения в первичные социальные группы (семья, референтные группы и т.д.), изучаемые в рамках социологии;
2) стадия характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли), рассматривает социальная психология;
3) стадия связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта и всей системы социальных условий и отношений, выступает предметом изучения общей психологии.
Автор отмечает, что названные стадии происходят одновременно и носят междисциплинарный характер.
В отечественной социальной психологии социализация личности связана с усвоением социального опыта, приобретаемого в ходе трудовой деятельности. На основании отношения к трудовой деятельности Г. М. Андреева выделяет три основные стадии социализации:
1) дотрудовая;
2) трудовая;
3) послетрудовая.
Дотрудовая стадия социализации продолжается весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и включает два периода;
а) ранняя социализация (время от рождения ребенка до поступления его в школу (период раннего детства));
б) стадия обучения (весь период юности, к которому относится все время обучения в школе).
Вопрос относительно периода обучения в вузе или техникуме является среди социальных психологов дискуссионным. Г. М. Андреева отмечает, "если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии", однако специфика обучения в этих учебных заведениях по сравнению со средней школой значительно отличается.
Трудовая стадия социализации соотносится с периодом зрелости и трудовой деятельности человека и имеет ведущее значение для развития личности. Исследователи отмечают, что демографические границы "зрелого" возраста условны и в настоящее время пересматриваются в сторону их повышения, в связи с увеличением продолжительности жизни и сохранением социальной активности. Особое значение трудовой стадии состоит в том, что личность не столько усваивает социальный опыт, сколько продуктивно воспроизводит его. Особое значение проблема социализации взрослых приобретает в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования и возможностями для проведения междисциплинарных исследований.
Послетрудовая стадия социализации личности приобретает еще более сложный дискуссионный характер, поскольку связана с проблемами социализации пожилых людей. Появление данной проблематики связано с увеличением общей продолжительности жизни человека и соответственно с увеличением количества людей пожилого и старческого возраста.
В современной психологии проблемы пожилого возраста становятся актуальными для геронтопсихологии, геронтологии и гериатрии, в которых до недавнего времени человек, достигший взрослости, рассматривался в состоянии "психической окаменелости", то в настоящее время разрабатываются представления о безграничности личностного развития человека, о развитии как об основном способе существования.
Разработаны различные модели старения – "каскадная модель", "модель последнего спада", "модель противодействия старению". Например, "модель благополучного старения" предполагает гармонизацию личности пожилого человека на основе принятия себя, проявления личной активности, наличия социальных связей. В социальной психологии проблема послетрудовой стадии социализации, несмотря на полярно противоположные позиции и недостаточную теоретическую разработку, изучается в экспериментальных исследованиях, в которых раскрывается, что люди пожилого возраста вносят существенный вклад в воспроизводство социального опыта, обсуждаются различные формы использования их социальной активности.
С. К. Рощин (2002) в процессе социализации личности выделяет психологическую и социально-психологическую стороны, составляющие единый сложный процесс, в котором они системно взаимосвязаны и взаимозависимы. По его мнению, психологическая сторона отражает вклад, который вносит в процесс социализации сам индивид как активный субъект в зависимости от своих психологических способностей, развития когнитивной сферы, возможностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения. Социально-психологическая сторона включает в себя институты общества, осуществляющие процесс социализации, для которых человек выступает в качестве объекта воздействия.
В зависимости от специфики психологической и социально-психологической сторон С. К. Рощин выделяет в процессе социализации следующие возрастные периоды: ранний период ограничен первыми 12-ю годами жизни человека, второй период – между 12 и 18 годами и третий, продолжающийся всю оставшуюся жизнь. В каждом этапе раскрываются особенности когнитивной сферы личности, связанные с ростом самостоятельности и критичности в восприятии различных социальных влияний, изменение роли институтов социализации, а также расширение круга социальных связей и отношений.
По мнению С. К. Рощина, важная роль в процессе социализации принадлежит критическим событиям в жизни общества или отдельного индивида.
Под критическими событиями понимаются события, которые неожиданно и резко нарушают привычный процесс жизни, связаны с сильными и глубокими эмоциональными переживаниями и нередко заставляют человека пересмотреть всю сложившуюся систему ценностей.
Примеров критических событий становится все больше, ими могут служить война во Вьетнаме для американских ветеранов, для российских участников – боевые действия в Афганистане и Чечне, природные и техногенные катастрофы, террористические акты и угрозы для мирного населения, профессиональная деятельность (пожарные, спасатели, врачи, психологи и т.д.), связанная с чрезвычайными (экстремальными) ситуациями. Критические события приводят к возникновению посттравматических стрессовых нарушений, вызывающих у участников, свидетелей, косвенных жертв когнитивно-эмоциональные и личностные изменения, создают необходимость оказания психологи ческой и психотерапевтической помощи с целью их социализации.
Необходимо отметить, что рассмотренные подходы к выделению этапов социализации разработаны в "индустриальной" парадигме социализации, в которой человек был жестко прикреплен к социальной группе, подчиненной детерминантам технико-производственного характера.
В современной ситуации постиндустриального общества происходит резкий переход от малоподвижных социально-групповых "классов" к динамичным малым группам, которые носят преимущественно временный и функциональный характер и детерминируются новыми социокультурными, ментальными факторами духовного характера. Идентификация человека с названными группами является в большей мере условной.
Постиндустриальное общество, в отличие от прежнего, лишено единого центра, составляющего основу социальной жизни, и представляет собой "мозаичное общество" с предельной подвижностью связей и зависимостей, постоянной сменой центров своего притяжения. Изменение условий социализации и форм социального поведения личности предполагает поиски новых подходов к пониманию процесса социализации.
Итак, процесс социализации личности обусловлен, с одной стороны, сложной системой разноуровневой социальной детерминации, с другой, возрастными и индивидуальными особенностями, носит междисциплинарный характер и требует разработки новых методов для его всестороннего теоретического и экспериментального изучения.
Выводы
1. Социализация – процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
2. В зарубежных и отечественных психологических теориях предлагаются разные интерпретации понятия социализации. Л. С. Выготский выступает против идеи изначальной асоциальности ребенка и выдвигает идею изначальной его социальности. Последователи Л. С. Выготского подчеркивают, что ребенок как существо социальное связан с обществом самыми тесными узами, изменяется его место
в системе общественных отношений и характер его связи с обществом.
3. Процесс социализации включает две стороны: процесс усвоения индивидом социального опыта и его воспроизводство в социальной системе.
4. Смысловыми детерминантами социализации, ее взаимосвязанными гранями выступают: социализация как инкультурация, социализация как интернализация, социализация как адаптация, социализация как конструирование социальности.
5. Факторы социализации: на макроуровне детерминации (мировое сообщество, страна, общество, государство) целенаправленно задают ориентиры (материальные, духовные, организационные) социализации личности; на мезо-уровне (этнокультурные, региональные условия, СМИ) формируются условия для взаимодействия человека с различными организациями, специально созданными для его социализации или реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными; факторы, относящиеся к названным уровням детерминации, влияют не напрямую, а опосредованно через микроуровень детерминации (семья, группы сверстников, учителя и т.д.).
6. В отечественной и зарубежной психологии выделяются различные этапы (стадии), характеризующие социально-психологические изменения личности в процессе социализации и охватывающие весь жизненный путь человека.