Подходы к формированию кластеров в Калужской области
Одним из первых в России регионов, начавших использование кластерного подхода в управлении региональным развитием, стала Калужская область. Создание кластера фармацевтики и биотехнологий было определено в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 г. как одно из приоритетных направлений развития экономики Калужской области.
Калужский фармацевтический кластер интегрирует существующие и создаваемые компетенции в области современной инновационной фармацевтики, биомедицины и биотехнологий. На фармацевтических предприятиях области выпускаются более 50 наименований лекарственных средств, в стадии регистрации находятся более 10 наименований и в перспективном освоении несколько десятков лекарственных препаратов. По оценкам экспертов, в стратегию создания кластера к настоящему времени заложено все необходимое для того, чтобы достичь 10%-й доли фармацевтики в промышленном производстве региона, создать не менее 3 тыс. новых рабочих мест и сформировать операционную сеть между иностранными и российскими производителями фармацевтических препаратов.
Некоммерческое партнерство "Калужский фармацевтический кластер" является центральным управляющим органом, в задачи которого входит формировать единое информационное пространство и единое поле услуг, необходимых для предприятий – участников кластера.
Эффективную поддержку кластеру обеспечивает созданная в Калужской области система региональных институтов развития, включающая Агентство регионального развития, Корпорацию развития Калужской области и Агентство инновационного развития Калужской области.
Уникальная экосистема и благоприятный инвестиционный климат региона позволили привлечь в инфраструктурный периметр кластера ведущие мировые и российские фармацевтические компании, такие как AstraZeneca, STADA CIS, Novo Nordisk, Berlin Chemie – Menarini Group, НИАРМЕДИК и др.[1]
Автомобильный кластер Калужской области включает производителей легковых и грузовых автомобилей, автокомнонентов. Активная фаза формирования автомобильного кластера началась в 2006 г. со строительства завода по производству легковых автомобилей компанией Volkswagen. В настоящее время на территории Калужской области функционируют два завода по производству легковых автомобилей Volkswagen и "Росва" (совместное предприятие Peugeot-Citroen и Mitsubishi Motors). Каждый из заводов рассчитан на производство 150 тыс. автомобилей в год. В 2009 г. состоялся запуск производства грузовых автомобилей компанией Volvo Truck. Производство рассчитано на выпуск 15 тыс. грузовиков в год. Кроме того, в 2012 г. достигнута договоренность с компанией Volvo о строительстве на территории области завода строительной техники. Наличие таких производственных "ядер" обеспечило формирование сети поставщиков. Свои производства открыли компании Magna, Yapp, Benteler, Visteon и ряд других. В середине 2012 г. объявлено о строительстве завода двигателей компании Volkswagen. Этот проект дал старт для перехода от промышленной сборки к более глубокой локализации производства автомобилей. Продукция кластера предназначена для реализации на российском рынке и рынках ближнего зарубежья.
Управляющим органом кластера является ОАО "Корпорация развития Калужской области"[2].
На территории России существует значительное количество потенциальных кластеров, но они являются далеко не полностью сформировавшимися и требуют больших усилий и инициатив участников по их развитию и совершенствованию организации и структуры взаимодействия.