Подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей экономики
В Федеральной целевой программе "Научные и научнопедагогические кадры инновационной России" подчеркивается, что XXI в. станет веком высокотехнологичных секторов экономики. Естественно, что для таких отраслей необходимо готовить высококвалифицированные кадры в университетах мирового уровня, имеющих научную и технологическую базу, осуществляющих активную инновационную деятельность.
Само понятие "высокие технологии" (high-technology, или high-tech) первоначально относилось к некоторым новейшим секторам промышленности с высокой долей удельных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), т.е. соответствовало понятию "наукоемкие отрасли промышленности"[1]. Специалисты считают, что в настоящее время "высокие технологии" являются частью технологической базы всех отраслей экономики и выделение отраслей hightech становится условным. При этом важнейшими критериями отнесения конкретной отрасли к категории высокотехнологичных являются доля расходов на НИОКР в обороте (объеме отгрузок) или в стоимости условно чистой продукции и (или) отношение численности занятых в сфере отраслевых НИОКР ко всему персоналу, занятому в данной отрасли. Поэтому на сегодняшний день термины "наукоемкие" и "высокотехнологичные" целесообразно считать синонимами.
В России в настоящий момент к наукоемким отраслям и производствам отнесены большая часть отраслей машиностроения, химическая, микробиологическая и медицинская промышленность, в отличие от таких традиционных видов бизнеса, как черная и цветная металлургия, легкая, пищевая промышленность[2].
В настоящее время подготовка инновационных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики осуществляется на основе целевых государственных программ. В первую очередь речь идет о Федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", а также о ведомственной целевой программе Мин- промторга России "Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности"[3].
Именно в последней Программе сформулирована цель в области подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, заключающаяся в формировании методической базы но взаимодействию предприятий высокотехнологичных секторов промышленности с инфраструктурой в сфере профессионального образования. Ее решению должно способствовать решение поставленных задач по совершенствованию системы прогнозирования потребностей высокотехнологичных секторов промышленности в руководящих кадрах и специалистах; созданию условий для развития инфраструктуры непрерывного образования (дополнительной подготовки) в высокотехнологичных секторах промышленности; по разработке профессиональных стандартов на основе отраслевых стратегий развития и использования их в высокотехнологичных секторах промышленности, а также при разработке и внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования; а также по разработке методик и форм привлечения молодых специалистов в высокотехнологичные сектора промышленности; анализу рынка труда в высокотехнологичных секторах промышленности.
Рассмотренные направления позволят уменьшить отставание России при переходе к следующему технологическому укладу. Так, основу пятого технологического уклада составляют электронные компоненты и устройства, радио- и телекоммуникационное оборудование, лазерная техника и т.д. Шестой технологический уклад будет основан на развитии информационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии. Но, по подсчетам специалистов, "доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвертому уровню, а почти треть – и вовсе к третьему"[4].
По прогнозам научного фонда США, к 2015 г. годовой оборот рынка нанотехнологий достигнет 1 трлн долл., а по данным европейских исследователей, общая потребность в специалистах в этой сфере в 2010–2015 гг. составит более 2 млн человек (из них 900 тыс. – США; 600 тыс. – Япония; 400 тыс. – Европа; 200 тыс. – Азия (кроме Японии); 100 тыс. – остальной мир). По оценкам С. Ю. Глазьева, экономический подъем шестого цикла будет происходить между 2020 и 2040 гг.[5] Эти цифры говорят о том, что значение подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей является значимой и актуальной проблемой уже сегодняшнего дня.