Подъемные сооружения
Безопасность подъемных сооружений регламентируется приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”" (далее – Правила ПС).
К подъемным сооружениям (ПС), на которые распространяется Правила ПС, относятся: грузоподъемные краны всех типов, мостовые краны штабелеры, краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы, строительные подъемники; подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей; грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления; электрические тали; краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или с электромагнитом; сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов; тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных; специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей; рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся по рельсам.
С вводом Правил ПС не подлежат применению ряд постановлений Федерального горного и промышленного надзора России, регулирующих безопасность производства и эксплуатации вышеназванных подъемных устройств.
В соответствии с Правилами ПС все ПС, впервые вводимые в эксплуатацию, должны иметь сертификат или декларацию соответствия, а шасси самоходных самостоятельно передвигающихся по автомобильным дорогам мобильных ПС (например, автокраны) – дополнительно иметь сертификат соответствия Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 № 753.
Монтаж (демонтаж), наладку, ремонт, реконструкцию или модернизации ПС в процессе эксплуатации разрешено осуществлять только специализированным организациям. К этим организациям Правила ПС устанавливают ряд требований, в том числе по качеству подготовки и аттестации персонала; по их техническому оснащению, наличию соответствующего оборудования, приборов; по качеству используемых для производства ПС материалов и изделий; по наличию к ним соответствующих сертификатов, паспортов; по наличию соответствующих программ-методик испытаний, проведения технических освидетельствований ПС и др.
Контроль качества монтажа и наладки ПС подтверждают актом смонтированного ПС. В нем указывают, что ПС смонтировано в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации данного ПС, документами входящего в его состав оборудования, требованиями Правил ПС и допущено (после завершения наладки) к постановке на учет и последующему пуску в работу.
При этом к акту прилагают ряд документов, подтверждающих такое решение, среди которых: сборочные чертежи металлоконструкций ПС; документы, удостоверяющие качество сварки конструкций; протоколы замера сопротивления изоляции проводов и системы заземления; акт сдачи-приемки рельсового пути; результаты наладочных работ, подтверждающие работоспособность всех систем управления ПС, а также имеющихся в наличии ограничителей, указателей и регистраторов; результаты полного технического освидетельствования смонтированного ПС и др.
Пуск в работу ПС разрешается после положительных результатов его технического освидетельствования, а также на основании рассмотрения ряда документов, установленных Правилами ПС, подтверждающих качество монтажных работ и правомерность использования ПС на данном объекте.
К таким документам относятся: разрешение на строительство объектов, для монтажа которых будет установлено ПС; паспорт ПС; сертификат соответствия на ПС или заключение экспертизы промышленной безопасности где сертификат не требуется (например, на ПС, бывшие в употреблении или изготовленные для собственных нужд); руководство (инструкция) по эксплуатации ПС; акт выполнения монтажных работ; акт сдачи-приемки рельсового пути (для соответствующих ПС); документы, подтверждающие качество фундаментов для стационарно установленного башенного крана и строительных конструкций (для рельсовых путей мостовых кранов) и др.
Решение о пуске в работу ПС выдает специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, в следующих случаях:
а) перед пуском ПС в работу;
б) после монтажа, вызванного установкой ПС на новом месте, после перестановки на новый объект гусеничных,
пневмоколесных и башенных кранов (в том числе быстро- монтируемых);
в) после реконструкции ПС;
г) после ремонта расчетных элементов или узлов металлоконструкций ПС с применением сварки.
Указанный специалист должен сделать соответствующую запись в паспорте ПС, а для ПС, установленных на новое место или переставленных на другой объект, – в вахтенном журнале.
Решение о пуске в работу мобильных ПС (например, автокранов) после перестановки их на новый объект выдает специалист, ответственный за безопасное производство работ, с записью в вахтенном журнале.
Решение о вводе в эксплуатацию грузозахватных приспособлений, тары и специальных съемных кабин и люлек (для подъема и перемещения людей кранами) записывает в специальный журнал учета и осмотра специалист, ответственный за безопасное производство работ.
Для ПС, отработавших свой срок и сменивших организацию, а также для кранов мостового типа и портального крана после их монтажа с применением сварки решение о пуске в работу ПС выдает специалист, ответственный за осуществление производственного контроля, на основании решения комиссии. В состав комиссии включают: председателя комиссии (уполномоченный представитель эксплуатирующей организации) и членов комиссии (уполномоченный представитель Ростехнадзора и уполномоченный представитель специализированной организации, если осуществлялся монтаж ПС с применением сварки).
Все ПС перед пуском их в работу подлежат регистрации и учету в органах Ростехнадзора, за исключением:
а) кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемых дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;
б) кранов стрелового тина грузоподъемностью до 1 т включительно;
в) кранов стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
г) переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении;
д) подъемных сооружений, используемых в учебных целях на полигонах учебных заведений;
е) кранов, установленных на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемых только для ремонта этих машин;
ж) электрических талей грузоподъемностью до 10 т включительно, используемых как самостоятельные ПС;
з) кранов-манипуляторов, установленных на фундаменте, кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т включительно;
и) грузовых строительных подъемников;
к) рельсовых путей, сменных грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
л) мостовых кранов-штабелеров;
м) кранов-трубоукладчиков.
Для организации безопасной работы ПС эксплуатирующие ПС организации обязаны назначить специалиста-.
• ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
• ответствениого за ОГЛАВЛЕНИЕ ПС в работоспособном состоянии;
• ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
Разрешается одному специалисту совмещать обязанности ответственного за ОГЛАВЛЕНИЕ ПС в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ, но только в тех организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе). Указанные специалисты должны быть аттестованы, для них должны быть разработаны и утверждены распорядительным актом соответствующие инструкции с должностными обязанностями.
Эксплуатирующие ПС организации также обязаны:
• соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и поддерживать их в работоспособном состоянии, соблюдать графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, не превышать срок службы ПС (если нет заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления);
• не эксплуатировать ПС с неработоспособными ограничителями, указателями и регистраторами; на неработоспособных рельсовых путях (для ПС на рельсовом ходу);
• установить порядок аттестации (специалистов) и допуска к самостоятельной работе персонала с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены;
• разработать должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, определяющие их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность, а также разработать соответствующие журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования. Производственные инструкции персоналу следует выдавать под расписку перед допуском к работе;
• назначить распорядительным документом крановщиков (операторов), их помощников, слесарей и наладчиков указателей, ограничителей и регистраторов, а для обслуживания ПС с электрическим приводом, кроме того, – и электромонтеров. Для управления автомобильным краном (краном-манипулятором), автогидроподъемником (вышкой) может быть назначен водитель автомобиля после его обучения по программе подготовки крановщиков (операторов) и аттестации квалификационной комиссией эксплуатирующей организации;
• назначить сигнальщика из числа стропальщиков для передачи сигнала оператору в тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, полностью не просматривается из кабины управления (или люльки подъемника, вышки) и между оператором (крановщиком) и стропальщиком отсутствует радио- или телефонная связь. Таких сигнальщиков назначает специалист, ответственный за безопасное производство работ ПС;
• разработать и выдать на места ведения работ ППР или технологическую карту (ТК), определить стационарные площадки и места складирования грузов, предусмотренные ППР или ТК, оборудовать их необходимой технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.); разработать схемы складирования грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств, в том числе подвижного состава (последнее – при использовании);
• ознакомить (под роспись) с ППР и ТК специалистов, ответственных за безопасное производство работ ПС, крановщиков (операторов), рабочих люльки и стропальщиков;
• установить порядок обмена сигналами между машинистами, крановщиками, стропальщиками и рабочими люльки согласно требованиям раздела "Система сигнализации при выполнении работ" Правил ПС.
При перемещении груза ПС должны соблюдаться следующие требования:
• начинать подъем груза следует, предварительно подняв его на высоту не более 200–300 мм, затем остановить подъем, проверить правильность строповки и надежность действия тормоза, после чего продолжить подъем;
• перемещать мелкоштучные грузы следует только в специальной, предназначенной для этого таре для исключения их выпадения. Перемещать кирпич на поддонах без ограждения разрешается только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю и с земли;
• выполнять горизонтальное перемещение от крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
• опускать перемещенный груз следует на предназначенное место (где исключается возможность его падения, опрокидывания или сползания) на подкладки, чтобы потом можно было легко извлечь из-под него стропы;
• при длительном перерыве или но окончании работ не оставлять груз в подвешенном состоянии. По окончании работ ПС должно быть приведено в безопасное положение;
• кантовать грузы с применением ПС разрешается только на кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу, по заранее разработанному ППР.
В процессе выполнения работ с применением ПС запрещается:
• перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;
• нахождение людей возле работающего крана стрелового типа во избежание зажатия их между поворотной частью и другими неподвижными сооружениями;
• перемещать груз, находящийся в неустойчивом положении или подвешенный за один рог двурогого крюка;
• подъем груза неизвестной массы, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;
• подтаскивать груз по земле, полу или рельсам крюками ПС при наклонном положении грузовых канатов (без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов);
• освобождать с применением ПС защемленные грузом стропы, канаты или цепи;
• оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания. Оттяжки применяются только для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения;
• выравнивать перемещаемый груз руками, а также изменять положение стропов на подвешенном грузе;
• подавать груз в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или приспособлений;
• использовать тару для транспортировки людей;
• находиться под стрелой ПС при ее подъеме и опускании с грузом и без груза;
• поднимать груз с места его установки (с земли, площадки, штабеля) только механизмом телескопирования стрелы;
• использовать ограничители (концевые выключатели) в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда мостовой кран подходит к посадочной площадке, устроенной в горце здания;
• работа ПС при отключенных или неработоспособных ограничителях, регистраторах, указателях и тормозах;
• включать механизмы ПС при нахождении людей на поворотной платформе ПС вне кабины;
• перемещать людей грузовыми строительными подъемниками, кроме подъемников и вышек, используемых на железнодорожных и (или) трамвайных рельсовых путях для проверки состояния и монтажа контактной сети, проверки состояния мостов, путепроводов;
• перемещать подъемники и вышки с людьми вдоль контактной сети или конструкций моста на скорости выше минимально допустимой согласно требованиям разработанного для этого ППР;
• перемещать шасси подъемника (вышки) с находящимися в люльке людьми или грузом. На самоходные подъемники (вышки), например ножничного типа, управление которых осуществляется из люльки, в том числе и при перемещении подъемника по площадке, данное требование не распространяется;
• поднимать и опускать подъемником люльку, если вход в нее не закрыт на запорное устройство;
• сбрасывать инструменты, грузы и другие предметы с люльки, находящейся на высоте;
• нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов;
• опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины;
• погрузка пакетов труб или металлопроката, застропованных за металлические скрутки пакетов;
• перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди;
• нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым, опускаемым, перемещаемым грузом и частями здания или оборудованием;
• работа ПС, установленных на открытом воздухе, при скорости ветра, превышающей предельно допустимую, указанную в паспорте ПС, при температуре окружающей среды ниже предельно допустимой, указанной в паспорте ПС, при снегопаде, дожде, тумане, в случаях, когда крановщик (машинист, оператор) плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;
• применять ПС, не оборудованные координатной защитой, для работы в стесненных условиях. Координатная защита должна быть настроена в соответствии с ППР или ТК;
• оставлять при перерывах в работе ПС в подвешенном состоянии конструкции с большой парусностью и габаритами;
• монтаж конструкций, имеющих большую парусность и габариты (витражи, фермы, перегородки, стеновые панели), а также монтаж в зоне примыкания к эксплуатируемым зданиям (сооружениям) при силе ветра 10 м/с.
Разворачивать груз руками допускается при условии, что он поднят на высоту не более 1000 мм. При большей высоте, а также при развороте длинномерных грузов – только при помощи оттяжек или багров.
При эксплуатации ПС, управляемых с пола, вдоль всего пути следования ПС должен быть обеспечен свободный проход для работника, управляющего ПС.
Применение мостовых кранов (с имеющихся на кране площадок) для производства строительных, малярных и других работ следует выполнять по наряду-допуску. В нем должны быть определены меры безопасности, предупреждающие падение с крана: при его внезапным движении, движении его грузовой тележки, при наезде соседнего крана, поражении электрическим током, падении при выходе на рельсовые пути или подкрановые балки. Во время выполнения указанных работ перемещение грузов краном запрещается.
Находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и даты следующего полного технического освидетельствования.
Стреловым самоходным крапам разрешается перемещаться с грузом на крюке по твердому ровному основанию. При этом допустимый уклон основания, нагрузка на кран, а также возможность такого перемещения устанавливаются руководством (инструкцией) по эксплуатации крана. Перемещение груза производят на высоте не более 0,5 м над поверхностью, при этом его удерживают от раскачивания и разворота с помощью оттяжек, не находясь при этом между грузом и краном. При начале движения крана необходимо предварительно успокоить груз от раскачивания.