Поддержка предпринимательства
Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (π. 1 ст. 2 ГК РФ).
Крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, а малые и средние предприятия придают экономике гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. В развитых странах крупное производство не противопоставляется малому и среднему, а культивируется принцип взаимодополняющей кооперации крупных, малых и средних предприятий, особенно в инновационных разработках.
В ЕС широко используется термин "малое и среднее предпринимательство" (далее – МСП), а в США более распространенным является термин "малый и средний бизнес" (МСБ). Существуют различные критерии отнесения предприятий к категориям "микро", "малых" и "средних" в различных странах. Европейская комиссия при определении сектора МСП выделяет следующие критерии: численность занятых на предприятии; структура собственности (экономическая независимость); финансовые критерии (годовой оборот, балансовая стоимость активов).
Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам МСП относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Законом установлены три условия отнесения перечисленных выше лиц к субъектам МСП: структура уставного капитала; средняя численность работников за предшествующий календарный год; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, устанавливаемые Правительством РФ один раз в пять лет (табл. 13.3).
Таблица 13.3
Критерии отнесения к различным категориям субъектов МСП в соответствии с российским законодательством
Категория субъектов МСП |
Предельные значения средней численности работников [1] |
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг)[2] |
Микропредприятия |
15 чел. |
60 млн руб. |
Малые предприятия |
100 чел. |
400 млн руб. |
Средние предприятия |
250 чел. |
1000 млн руб. |
В развитых странах на малый бизнес приходится существенная доля валового национального продукта. В США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они являются генераторами инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления, активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д. Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%[3].
По итогам сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП в 2010 г.[4], в России насчитывалось 1,7 млн микро-, малых и средних предприятий – юридических лиц, а также 2,9 млн индивидуальных предпринимателей; из них вели деятельность 1,3 млн и 1,9 млн соответственно (табл. 13.4). Число субъектов МСП – юридических лиц составило 95,2% от общего числа коммерческих организаций (без банков, страховых, прочих финансовых и кредитных организаций). В сфере МСП в 2010 г. было 19,0 млн занятых – 25,2% от общего числа занятых в экономике. Выручка от реализации товаров (работ и услуг) составила 30 843,6 млрд руб. – 28,5% от общего показателя по российской экономике (без банков, страховых, прочих финансовых и кредитных организаций). Инвестиции в основной капитал составили 905,1 млрд руб. – 10% от общего объема инвестиций в основной капитал, включающего инвестиции индивидуальных застройщиков, объемы инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами. Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года) составили 5509,3 млрд руб. – 5,9% от общей стоимости основных фондов коммерческих и некоммерческих организаций и основных фондов граждан. Число субъектов МСП – юридических лиц, имеющих затраты на инновации в 2010 г., составило 72% от общего числа юридических лиц, имеющих затраты на инновации.
Таблица 13.4
Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 г.
Всего |
В том числе по категориям: |
||||
средние пред приятия |
малые предприятия: |
||||
всего |
из них микро- предприятия |
||||
Юридические лица |
|||||
Число предприятий – всего* |
1 669 439 |
25 170 |
1 644 269 |
1415 186 |
|
из них: осуществлявших деятельность в 2010 г. |
1 266 393 |
24 084 |
1 242 309 |
1 015 544 |
|
Число замещенных рабочих мест, тыс. |
13 731,9 |
2582,9 |
11 149,0 |
3883,3 |
|
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС и акцизов), млрд руб. |
26 350,0 |
7416,2 |
18 933,8 |
5609,2 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
774,5 |
254,2 |
520,3 |
199,0 |
|
Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд руб. |
4382,3 |
1309,1 |
3073,2 |
1269,7 |
|
Число юридических лиц, имеющих затраты на инновации в 2010 г. |
20290 |
669 |
19621 |
13491 |
|
Индивидуальные предприниматели |
|||||
Численность индивидуальных предпринимателей – всего* |
2 927 488 |
676 |
2 926 812 |
2 885 736 |
|
из них: осуществлявших деятельность в 2010 г. |
1 914 157 |
674 |
1 913 483 |
1 872 453 |
|
Число замещенных рабочих мест**, тыс. |
5350,2 |
57,8 |
5292,4 |
4135,8 |
|
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) (с НДС и акцизами), млрд руб. |
4493,6 |
284,1 |
4209,5 |
2635,2 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
130,6 |
2,5 |
128,1 |
103,1 |
|
Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд руб. |
1127,0 |
15,5 |
1111,5 |
914,9 |
|
* Предприятия, осуществлявшие и приостановившие деятельность. ** Включая работающих членов семьи, партнеров и наемных работников.
Роль малых предприятий в социально-экономическом развитии отличается по федеральным округам, регионам и городам России. Наибольший удельный вес по всем показателям субъектов МСП, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, по итогам сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП в 2010 г. приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа (рис. 13.1). Третьим по масштабам развития субъектов МСП по большинству показателей является Сибирский федеральный округ, за исключением доли субъектов МСП – индивидуальных предпринимателей (на третьем месте – Южный федеральный округ) и стоимости основных фондов (на третьем месте – Северо-Западный федеральный округ).
Абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого и среднего бизнеса. Российская государственная политика по развитию субъектов МСП осуществляется для достижения определенных целей (рис. 13.2)[5].
В целях обеспечения условий для создания субъектов МСП и оказания им поддержки создается инфраструктура, включающая центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, микрофинансовые и иные организации.
Рис. 13.1. Основные показатели субъектов МСП в 2010 г. по субъектам РФ (в % к итогу)[6]
Оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств
Рис. 13.2. Цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации