Поддержка политической деятельности
Поддержка деятельности политиков является распространенной лоббистской или GR-технологией. Она может выражаться в виде технической, информационной и волонтерской поддержки политиков во время выборов, подключения экспертов и лидеров мнений, а также бесплатного медийного тренинга для кандидатов.
Примеры из практики
После того как компания Google в 2006 г. подверглась критике со стороны Конгресса США, GR-специалисты придумали ряд косвенных мер. Так, членам избирательных штабов обеих партий предложили специальные семинары, на которых рассказывали, как новые программы и приложения Google могут быть использованы во время политических кампаний, как они облегчат жизнь кандидатов с точки зрения распространения информации среди избирателей и, наоборот, получения обратной связи от электората. Вскоре представителей компании стали узнавать на Капитолийском холме, приглашать для консультации политтехнологов в сенаторские офисы[1].
Учитывая, что в большинстве стран, включая Россию, существуют ограничения на поддержку политический партий со стороны коммерческих компаний и отдельных граждан, используются различные способы обхода этих ограничений, включающие непрямые механизмы финансовой поддержки политических партий.
Именно таким видом поддержки стали мягкие деньги (soft money), крупные нерегламентированные пожертвования на нужды партии, ставшие одной из наиболее противоречивых форм косвенного лоббирования в 1990-е гг., когда корпорации и частные лица могли спонсировать деятельность политических партий.
Следует упомянуть и о практике создания компаниями комитетов политических действий. Например, Google подал на рассмотрение документы, необходимые для создания комитета политических действий (Political Action Committee, РЛС). Основной задачей РЛС станет оказание финансовой помощи политическим кандидатам и их начинаниям, сообщает news.com. Однако заручиться поддержкой Google смогут лишь те, кто будет разделять цель интернет-гиганта – развитие Интернета как свободной и открытой платформы для информации, коммуникации и инноваций.
После 2010 г. в США резко повысилась значимость суперкомитетов или SuperPa.es (Super Political Action Committees). В отличие от традиционных комитетов политических действий (PACs), суперкомитеты имеют право не разглашать источники политического финансирования до окончания выборов, или не делать этого совсем, если спонсором выступает благотворительная организация. Более того, любой политический активист или предприниматель имеют возможность учреждать такие суперкомитеты с целью получения политических (в том числе и анонимных) пожертвований на политическую агитацию или критику оппонента в СМИ. Начало этому было положено решением Верховного суда США по делу "Неправительственная организация “Объединенные граждане” против Федеральной избирательной комиссии" от 2010 г., когда суд разрешил корпорациям и профсоюзам самостоятельно тратить неограниченные суммы на поддержку кандидатов в ходе предвыборной кампании. Одновременно был отменен закон Маккейна – Файнголда, действовавший с 2003 г. и ограничивавший приток корпоративных денежных средств в фонды отдельных кандидатов. Судьи объяснили свое решение тем, что запрет на финансирование пропагандистских кампаний является нарушением свободы слова, а поскольку она является "непременным механизмом демократии", то она "в политике должна иметь преимущественную силу над всеми законами, которые подавляют ее по своему замыслу или по неосмотрительности"[2].