Плата за негативное воздействие на природные ресурсы
Среди элементов экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды ведущее место по массовости и степени эффективности принадлежит плате за негативное воздействие на окружающую среду, которая берется за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, загрязнение недр, лесов и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и иными видами физических воздействий.
Плата за потребление природных ресурсов, загрязнение всей окружающей среды, за иные формы негативного воздействия на окружающую природную среду после длительных и острых дискуссий была установлена в конце 1980-х гг. в связи с возобладанием приоритетности имущественных отношений в общественной жизни и признанием эффективности экономических методов воздействия на природопользователей, загрязнителей природы [1].
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (см. приложение к учебнику). Это постановление Правительства РФ (несмотря на реорганизации исполнительных органов государственной власти) служит определяющим вектором природопользования в части развития платы за негативное воздействие на окружающую среду как основного элемента экономического механизма; неоднократно постановление подвергалось оспариванию, в него вносились изменения и дополнения.
Так, решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49 по заявлению ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" о признании незаконным постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 п. 2 указанного постановления и абз. 1 п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденных указанным постановлением, признаны недействующими.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П по делу о проверке конституционности положения поди, "б" п. 4 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан положение подп. "б" п. 4 признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 10, 19 (ч. 1), 58 и 115 (ч. 1).
Платность природопользования является важнейшим элементом экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов. Основной мотивацией платности природопользования должна являться экологическая: стимулирование рационального, бережного, эффективного использования природных благ. Фискальная мотивация может присутствовать, но должна носить целевой характер – полученные денежные средства подлежат направлению на цели охраны окружающей среды, воспроизводство и восстановление используемых природных ресурсов.
В ряде нормативных правовых актов плата за загрязнение окружающей среды признавалась и считалась определенного вида доходом, который, соответственно, должен был подлежать расходованию с определением его целей. О нравственной стороне планирования и прогнозирования загрязнений природы также разворачивались дебаты, но представления об эффективности материальной стороны взысканий за природопользование и экономических способов стимулирования одержали верх.