ПЛАСТИКА, ДВИЖЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЕ ШЕИ С ГОЛОВОЙ
Высота шеи зависит от многих причин: от пола, возраста, от индивидуальных особенностей. Она зависит не только от высоты шейных позвонков, но и от того, насколько низко расположены нижние границы шеи спереди. При расположенном низко плечевом поясе и слабом развитии мускулатуры, при покатых плечах шея бывает длиннее. Когда плечи расположены высоко, шея может быть короче. У детей, в особенности маленьких — ползунков, шея относительно короче.
Шея производит очень большое количество движений, которые часто бывают комбинированными, т. е. движения шеи совершаются совместно с движениями головы. Кроме того, незначительные движения на ограниченном участке совершают гортань, а также подъязычная кость, которая движется при акте глотания.
Движения шеи совершаются не только за счет описанных выше мышц. Многообразие движений шеи и головы обусловливается также работой глубоких мышц, которые не влияют на внешний рельеф и в пластической анатомии не изучаются.
Ниже описываются основные движения головы и шеи, их размах и ограничения. Все описанные движения проделайте на себе.
Подъем головы вверх ограничивается натяжением передних мышц шеи; область между яремной впадиной, гортанью и подбородком натягивается, яремная ямка делается более плоской, грудино-ключично-сосцевидные мышцы слегка сплющиваются и шея делается более широкой. Затылок приближается к VII шейному позвонку и между ними образуются горизонтальные кожные складки. Дальнейшее отгибание головы назад будет совершаться не за счет шеи, а за счет поясничной части позвоночника.
Сгибание головы вперед свободно и ограничивается соприкосновением подбородка с передней частью шеи; при этом напряжены и рельефны грудино-ключично-сосцевидные мышцы.
Сгибание головы вбок ограничено натяжением трапециевидной мышцы противоположной стороны. Сближение боковой части головы с ключицей может происходить отчасти за счет наклона шеи, отчасти за счет подъема соответствующей стороны плечевого пояса, т. е. ключицы с лопаткой; при этом рельефны и напряжены грудино-ключично-сосцевидные мышцы соответствующей стороны.
Повороты головы вокруг вертикали совершаются свободно; только при самых сильных поворотах срединная плоскость головы всегда сохраняет более или менее острый угол с фронтальной плоскостью грудной клетки. Полный же поворот головы назад осуществляется не за счет шеи, а за счет вращения позвоночника и в особенности поворота таза, отчего производить его возможно лишь стоя.
При сильном вдохе подтягиваются кверху грудная клетка и внутренние концы ключиц; от этого углубляются надключичные впадины и в них при этом заметен рельеф работающих лестничных мышц. Грудино-ключично-сосцевидные мышцы тоже работают, сильно напряжены и очень рельефны; от этого заметно углубляется яремная впадина.
При сильном отведении лопаток и плеч назад надключичные ямки сглаживаются, в их внутренних углах выступают лестничные мышцы, движение которых будет заметно, если при этом произвести сильный вдох.
Если пожать плечами, надключичные ямки станут глубже, а если при этом перевести лопатки и верхушки плеч вперед, еще глубже.
При построении шеи и головы спереди срединная линия намечается
Рис. 44. Построение головы, шеи и плечевого пояса сзади и сбоку:
/ — "крестовина", 2—наружное затылочное возвышение. 3. 4 — средняя линия шеи. 5 — VII шейный позвонок. 6 — лопаточная ость, 7 — акромион, в —средняя линия спины. 9— позвоночный край лопатки. 10 — дельтовидная мышца, // — ключица. 12 — трапециевидная мышца, 13 — грудино-ключично- сосцевидная мышца. 14 — подъязычная кость. 15— нижняя челюсть, /б — жевательная мышца, 17 — скуловая дуга
через середину яремной впадины, через середину гортани и подъязычной кости на середину подбородка. При поворотах головы передняя область шеи, похожая на воронку, будет изменять форму и несколько скручиваться; в этом случае средняя линия должна намечаться в соответствии с этими изменениями и самая форма строится по отношению к этой линии справа и слева. Разумеется, будет меняться и форма грудино-ключичнососцевидных мышц, что тоже нужно наметить.
Для того чтобы сразу определить поворот и наклон головы, намечаются срединная и поперечная линии крестовины. Намечаются нижняя челюсть, ухо, трапециевидные мышцы и ключица. Этим сразу определяется связь головы и шеи с грудной клеткой и плечевым поясом. Дальнейшее построение головы идет снизу вверх по ее костным пунктам.
Очень важно строить от яремной впадины, как от исходного пункта снизу вверх, а не срисовывать контур силуэта. Контур нарушается при малейшем движении модели, и если его механически срисовывать — ничего не получится. Правильный контур возникает только в результате анатомического построения.
При построении сбоку тоже важно правильно найти срединную линию воронкообразной части шеи, вести ее от яремной впадины на подбородок даже тогда, когда силуэт головы и шеи близок к профилю. Это относится также и к обеим линиям крестовины — срединной и поперечной; правильная их наметка помогает найти даже почти неуловимые наклоны и повороты, что придает большую живость и прелесть рисунку. Очень важно правильно наметить ракурс ключицы — ее уход в глубину от акромиона к яремной впадине, а также довольно сложный ракурс трапециевидной мышцы (рис. 44). Наметить, как она, спускаясь с черепа наподобие полы шатра, постепенно по мере своего прикрепления к ости лопатки доходит до акромиона, а потом заворачивается назад в глубину по мере своего прикрепления к ключице, образуя выпуклую форму. При этом намечаются надключичная впадина и ее узкое продолжение вверх.
Этот ракурс ключицы и трапециевидной мышцы надо тщательно построить, иначе изображение будет плоским: акромион окажется в одной плоскости с головой, что довольно часто бывает на практике, когда пренебрегают правильным построением, — голова не будет связана с плечевым поясом и глубина и пространство листа не будут решены.
При построении головы и шеи сзади (см. рис. 44) срединной линией служит продольная спинная борозда, соответствующая позвоночнику. Она тянется от седьмого шейного позвонка вверх к наружному затылочному возвышению и при поворотах головы, естественно, следуя за ее движением, будет уклоняться в сторону. Тем тщательнее нужно ее намечать от седьмого шейного позвонка к наружному затылочному возвышению. От возвышения вверх намечаются средняя линия головы и вторая линия крестовины, которая пройдет через затылочное возвышение, ушное отверстие и далее вперед по скуловой дуге. Эти линии крестовины определяют наклон и поворот головы. Надо наметить уши, а если голова повернута так, что видно только одно ухо, надо представить себе точно, где расположено другое ухо. Намечаются теменные бугры. На шее намечаются трапециевидные мышцы, акромионы и верхние части грудино-ключичнососцевидных мышц, если они видны.
Подобного рода построение шеи с головой вверх от плечевого пояса приучает учащегося легко находить и в дальнейшем легко ощущать закономерную анатомическую связь между головой И фигурой, когда фигура изображается целиком.
Привычка к закономерному построению скажется и тогда, когда в задачу будет входить изображение только головы с плечами. В этих случаях построение будет идти обратным порядком: от головы по шее к плечевому поясу. И если модель будет даже одетой, все же знание правильного анатомического построения, привычка к нему не позволят художнику довольствоваться примитивной связью между головой, шеей и воротником или вырезом платья. Несмотря на одежду, пластическая связь будет соблюдена. Это очень важно, потому что на практике очень часто встречаются портретные изображения, которые при многих достоинствах лишены пластики, так как не построены.
Постройте шею с головой в три четверти спереди, следуя вверх от яремной впадины и плечевого пояса. Постройте то же — сзади, следуя вверх от седьмого шейного позвонка и плечевого пояса. Постройте голову с шеей в три четверти спереди и в три четверти сзади, следуя вниз к яремной впадине и плечевому поясу.
Вопросы. Трапециевидная мышца. Грудино-ключично-сосцевидная мышца. Глотка, подъязычная кость, гортань, трахея и воронкообразная форма, которую они образуют. Изменения этой формы при поворотах. Мышцы, открывающие рот: двубрюшная и челюстно-подъязычная и фиксирующая подъязычную кость грудино-подъязычная. Пла- тизма. Основные принципы построения шеи с головой вверх от яремной впадины, от седьмого шейного позвонка и плечевого пояса и обратно вниз.