ПРЕДИСЛОВИЕ

"Чувствовать, знать, уметь — полное искусство", — определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. "Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии..." — говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф. Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: "Ученики знают эти предметы, но умеют ли применять их на деле? Нет! Нет! И нет!"

Умеют ли наши современники — художники применять на деле знание пластической анатомии, и если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов, в том числе и автора этой книги.

В предисловии к первому, далеко не совершенному изданию этой книги, автор писал, что большинство учебников по пластической анатомии не до конца соответствуют задаче, которую преследует ее изучение, — оказанию прямой помощи учащимся в работе над овладением формой. Учебники сообщают об отдельных элементах формы: костях, суставах, мышцах, но ничего не говорят о том. как эти отдельные формы собрать в единое целое. В учебниках ничего не сказано об обшей конструктивной связующей роли скелета, о взаимоотношениях частей скелета в пространстве, об образовании обобщенных мышечных массивов, о вхождении одних массивов в другие, т. е. о мышечной связи. Тем более ничего не сказано о самом главном — завершающем этапе изучения пластической анатомии — анатомическом построении рисунка.

Пластическую анатомию преподают, и в руководствах она изложена весьма добросовестно. с полным знанием фактического материала, но с таким "отрывом от производства". что прямой цели это не достигает. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Преподаватели же изобразительных дисциплин далеко не всегда применяют метод объемного анатомического построения фигуры, который бы суммировал для учащегося полученные им по анатомии сведения. Между тем художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью, а только копирует модель, что ведет к рабской зависимости от модели, к натуралистическому рисунку.

Разобщенность между изучением пластической анатомии и ее применением характерна для многих руководств и методов преподавания этого предмета.

Автор этой книги по образованию ррач-анатом и одновременно художник-профессионал. испытавший на себе в полной мере эту разобщенность, сам ощупью, с большим трудом преодолел ее и в процессе преподавания постепенно освоил пластическую анатомию как единую изобразительную дисциплину, включающую и сведения по пластической анатомии, и анатомическое построение.

При работе над этой книгой автор попытался восполнить пробел, о котором здесь говорится, и изложить предмет как единую изобразительную дисциплину. Кроме того, на основах сравнительной анатомии, т. е. наглядно сравнивая и проводя параллели между анатомическим строением человека, четвероногих животных и птиц, автор дополнительно изложил необходимые учащимся краткие сведения об анатомическом строении животных и методике их изображения на конструктивных анатомических основах.

Не увеличивая количества излагаемого фактического материала (костей, суставов, мышц, которые влияют на внешнюю форму и были уже описаны в первом издании), автор обратил основное внимание на пластическую часть изложения.

Во втором издании значительно расширены и уточнены предварительные пластические обзоры участков живого тела, соответствующие тому конкретному анатомическому материалу, который в данный момент описывается. Учащийся или в аудитории на живой модели или дома на себе может сразу получить конкретное представление о той части общего (живого) тела, которое он в данный момент изучает. Таким образом, ощущение общего — всего тела — усиливается. Расширены и уточнены пластические обзоры туловища, конечностей, шеи, головы. Пересмотрены и расширены отделы разбора и построения всей фигуры.

В первом издании в качестве примеров построения всей фигуры разбирались три изображения (стоящая фигура спереди, стоящая фигура сзади, сидящая фигура).

В настоящем издании прибавлено еще пять изображений. Таким образом в книге в качестве завершающего момента изучения производится анатомический разбор восьми человеческих фигур в самых разнообразных позах и поворотах, начиная со стоящей фигуры и кончая фигурой, лежащей в ракурсе. Разбираются классические рисунки лучших мастеров русской школы. Благодаря этому учащиеся смогут ознакомиться не только с анатомическим построением, но и с тем, как оно помогало художникам создавать произведения искусства.

В отличие от рисунков, помещенных в тексте, 4 из этих цветных изображений даны отдельно (как вкладки), именуются таблицами и нумеруются римскими цифрами. Каждая таблица состоит из трех элементов: А — изображение экстерьера (т. е. репродукция разбираемого рисунка); Б — изображение рисунка в виде экорше (показана вся поверхностная мускулатура) и В — изображение скелета так, как он располагается внутри фигуры. Остальные четыре таблицы помещены в приложении (как иллюстрации). Кроме них в книге приводятся три классических изображения нагого тела в скульптуре и живописи с соответствующими графическими и текстовыми пояснениями для того, чтобы расширить кругозор учащихся в области применения анатомии в искусстве; эти изображения не связаны непосредственно с текстом учебника. Чтобы не путать их с рисунками и таблицами, связанными непосредственно с текстом книги, они выделены отдельно, как Приложение и именуются иллюстрациями; пронумерованы римскими цифрами. Учащимся предлагается не просто рассматривать изображения, а производить их самостоятельные анатомические разборы в соответствии с указаниями, приложенными к каждому изображению. Сюда же включены несколько изображений птиц и фрагменты изображения лошади.

Текстовая часть отдела пластической анатомии животных пересмотрена заново, но изменена мало. Зато расширен изобразительный материал — прибавлено несколько необходимых рисунков и фотографий с соответствующими пояснениями — графическими и текстовыми.

Автор надеется, что второе пересмотренное и расширенное издание будет принято учащимися не хуже первого, тем более, что несмотря на необходимость строго придерживаться определенной программы (а может быть, именно поэтому) книга кроме учащихся может быть полезна широкому кругу художников и послужить самоучителем и справочником для лиц, не изучавших пластическую анатомию.

Автор повторяет высказанные им в первом издании два настойчивых пожелания. Первое — чтобы курс пластической анатомии вели художники, второе — изложение предмета должно сопровождаться демонстрацией объемных наглядных пособий. т. е. скелета и муляжей (а не только рисунков и таблиц), и непременно прорабатываться на живой модели с постепенным изучением метода объемного анатомического построения.

Часть рисунков в учебнике выполнена художником М. М. Сперанской.

На обложке книги использован рисунок Микеланджело Буонарроти.

Автор