План Юнга.

Свидетельством дальнейшего ослабления международных позиций Парижа (и Лондона) стал план Юнга, названный так по имени президента компании "Джеиерал Электрик" Оуэна Юнга, который возглавил комитет экспертов по репарационному вопросу, созданному по просьбе Германии о дальнейшем снижении общего объема ежегодных выплат репараций.

В этом вопросе Вашингтон был склонен поддержать немцев: ведь США получали из Германии не репарации, а прибыли на вложенный американцами капитал (на конец 1920-х гг. — не менее 25 млрд марок). Как раз во второй половине 1920-х гг. в Германии на американские деньги и благодаря американским технологиям создаются крупнейшие концерны "И. Г. Фарбенипдустри" и "Ферайнигте Штальверке". Но не только они имели теснейшие связи с американским бизнесом: то же самое можно было сказать про фирмы "Крупп", "Карл Цейс" и др. Во многом благодаря притоку американских инвестиций к концу 1920-х гг. Германия вновь превратилась в опаснейшего конкурента Великобритании, прежде всего в промышленности и морской торговле.

В июне 1929 г., несмотря на серьезные возражения со стороны Бельгии, Великобритании и Франции комитет все же рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, в соответствии с которым ежегодные репарационные выплаты Германии сокращались до 2 млрд марок на период 1929—1965 гг., с тем чтобы в 1966—1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран — получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран европейских стран США. Что касается источников репараций, то тут все оставалось без изменений — прибыли немецких железных дорог и германский бюджет (т.е. карман немецкого потребителя). Общий размер германских репараций должен был составить 114 млрд марок.

Международная конференция в Гааге в январе 1930 г. утвердила план Юнга. Одновременно был утвержден и план окончательной эвакуации Рейнской зоны — к 30 июня 1929 г. она была полностью очищена от иностранных войск. Отменялся также финансовый контроль и контроль за экономикой Германии. Это был новый сильный удар по Версальской системе.

Проблемы разоружения в Европе.

Лозунг "разоружения" был одним из самых популярных лозунгов "эры пацифизма". В тот период по обе стороны Атлантики "прогрессивная общественность" была совершенно

убеждена в том, что Первая мировая война произошла исключительно из-за стремления "пушечных королей" к "сверхприбылям". Отсюда - стремление всячески ограничить и сократить вооружения.

Статут Лиги Наций предусматривал ограничение вооружений и контроль над военной промышленностью. Именно в 1920-е гг. разоружение из прекрасной мечты идеалистов стало составной частью международных отношений, и тут-то и настало время для проверки практикой кабинетных теорий.

Во-первых, выяснилось, что у разных государств наблюдаются серьезные различия в подходах к самой идее разоружения, что объяснялось различиями в их геополитическом и экономическом положении. Советскому Союзу, Соединенным Штатам и Германии в 1920-е гг., что называется, терять было нечего — в силу разных причин эти страны и так были разоружены, и поэтому они могли выдвигать самые оглушительные предложения о разоружении. Англии и Франции, напротив, было что терять: эти страны (особенно Франция) имели все причины опасаться, что они могут и не выдержать гонки вооружений, если все придется начинать с пуля. В ходе многочисленных разоруженческих форумов 1920-х гг. великие державы, как правило, настаивали на сокращении тех видов вооружений и боевой техники, в развитии которых особенно преуспели потенциальные противники.

Во-вторых, в тот же период выявились разные концептуальные подходы к решению задачи ограничения и сокращения вооружений. Первый подход предусматривал простое сокращение имеющихся в наличии арсеналов. Второй — введение согласованного контроля над военным производством. Третий — акцентировал взаимосвязь разоружения и обеспечения политической безопасности государств. Четвертый — увязывал разоружение с международным миром и безопасностью.

Найти компромисс между всеми этими разнообразными подходами к проблеме разоружения в тот период не удалось. В 1923—1924 гг. по инициативе Лиги Наций была образована Комиссия по изучению военно-технических аспектов разоружения, где и возникла идея созыва международной конференции по разоружению. В 1925 г. был образован Подготовительный комитет конференции но разоружению, в работе которого приняли участие представители 21 страны, включая США и СССР. Правда, советский представитель смог включиться в работу Подготовительного комитета только в мае 1927 г., но зато глава советской делегации, заместитель наркоминдела Максим Максимович Литвинов (30 ноября 1927 г.) сразу же выдвинул грандиозную программу всеобщего и немедленного полного разоружения па протяжении 4 лет.

Предложения М. М. Литвинова были отвергнуты, но Конференция по разоружению (в феврале — июле 1932 г. в Женеве состоялась первая сессия, собравшая представителей более 60 стран) не смогла прийти к общему решению. Конвенция о разоружении так и не была принята. А потом всем стало не до нее.

Пожалуй, наиболее весомым результатом разоруженческих усилий великих держав в 1920-е гг. стал Женевский протокол о запрещении применения химического оружия.

Максим Максимович Литвинов

Женевский протокол

О запрещении применения на воине удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств

17 июля 1925 г.

Ниже подписавшиеся уполномоченные, от имени своих соответственных правительств,

• считая, что применение на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов, равно как и всяких аналогичных жидкостей, веществ и процессов, справедливо было осуждено общественным мнением цивилизованного мира;

• считая, что запрещение этого применения было формулировано в договорах, участниками коих является большинство держав мира;

• в целях повсеместного признания вошедшим в международное право его запрещения, равно обязательного для совести и практики народов,

заявляют;

что Высокие Договаривающиеся Стороны, поскольку они не состоят уже участниками договоров, запрещающих это применение, признают это запрещение, соглашаются распространить это запрещение на бактериологические средства ведения войны и договариваются считать себя связанными по отношению друг к другу условиями этой Декларации.

Высокие Договаривающиеся Стороны приложат все свои усилия к побуждению других государств присоединиться к настоящему Протоколу.

Становление и развитие ближневосточной подсистемы международных отношений после Первой мировой войны.

Формирование ближневосточной системы международных отношений — еще одно свидетельство тому, что евро центрическому миру пришел конец. Начался закат колониальных систем великих держав; на мировую арену выходят прежде зависимые и полузависимые народы и государства. Эти перемены, как мы увидим, оказались совершенно неожиданными и неприемлемыми для лидеров Версальской системы.

Становление арабского национализма и позиция великих держав. Еще задолго до Первой мировой войны Великобритания начала проводить политику тихой аннексии владений полуразложившейся Османской империи на Ближнем Востоке. В 1882 г. на территорию Египта были введены английские войска; па протяжении 1913—1914 гг. был установлен британский протекторат над Оманом, Бахрейном и Катаром.

В ходе Первой мировой войны Антанта активизировала свою политику территориального раздела "европейского больного". Англо-франко-русское

соглашение от 10 апреля 1915 г. предусматривало установление российского контроля над Босфором и Дарданеллами; еще дальше шло соглашение Сайкс-Пико от мая 1916 г. (табл. 18.2).

Таблица 18.2

Соглашение Сайкс-Пико (с поправками от августа 1917 г.)

Держава

"Цветные" зоны

"Литерные" зоны

колониальные

владения

название

сфера

влияния

литера

Англия

Центральная Месопотамия, порты Хайфа и Акаба

"Красная"

Заиорданье, Южный Курдистан, Южная Месопотамия

В

Франция

Западная Сирия, Ливан, Киликия и Юго-Восточная Анатолия

"Синяя"

Восточная Сирия и Центральный Курдистан

А

Италия

Юго-Западная

Анатолия

"Зеленая"

Часть Западной и Центральной Анатолии

С

Россия

Проливы с Константинополем, Юго-Западная Армения, часть Северного Курдистана

"Желтая"

Примечание. Предполагалось, что в "цветных" зонах великие державы могли установить любой режим по своему усмотрению, а в "литерных" зонах будут образованы "независимые" арабские государства или федерация арабских государств. При этом Палестина становилась "коричневой" зоной, под международным управлением.

Однако стремление великих держав поделить Османскую империю столкнулось с арабским национализмом, неофициальным лидером которого был в то время халиф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими, борец за независимость Хиджаза и всего арабского мира.

Весной 1915 г. его сын, эмир Фейсал ибн Хусейн, посещает Дамаск, бывший тогда идейно-политическим центром арабского национально- освободительного движения, и устанавливает неофициальные контакты с его лидерами. Они рекомендуют начать вооруженную борьбу против Османской империи на стороне Антанты, но оговаривают ее целым рядом условий. Они были изложены в так называемом Дамасском протоколе (май 1915 г.). В соответствии с этим документом, Британия должна была гарантировать создание независимого арабского государства "в его естественных

границах", т.е. Палестина, Сирия, Месопотамия, Аравийский полуостров за исключением Адена. Кроме того, Великобритания должна была гарантировать отмену капитуляций. В обмен на это будущее арабское государство должно было подписать с ней оборонительный союзный договор и предоставить экономические привилегии сроком на 15 лет. 24 октября 1915 г. британский верховный комиссар в Египте Артур Генри Макмагон признал Дамасский протокол за исключением британских протектоатов на Аравийском полуострове, а также Западной Сирии, Ливана и Киликии.

Всеобщее Арабское восстание против османского гнета, начавшееся 5 июня 1916 г., стало еще одним свидетельством стремления арабов к национальной независимости. К середине 1917 г. арабские партизаны очистили все побережье Красного моря и перенесли боевые действия в Заиорданье.

Настоящим шоком для лидеров арабских националистов стана, однако, Декларация Бальфура — письмо министра иностранных дел Великобритании лорда Артура Бальфура лондонскому банкиру лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду (2 ноября 1917 г.) — в котором говорилось, что "правительство Его Величества относится благосклонно и установлению в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия, чтобы облегчить достижение этой цели".

Декларация Бальфура была одобрена США, Францией и Италией, но вызвала (наряду с соглашением Сайкс-Пико) резко негативную реакцию арабского мира, тем более что после окончания Первой мировой войны военно-политическая обстановка в регионе складывалась в точном соответствии с соглашением Сайкс-Пико, а не с авансами А. Г. Макмагона. Воспользовавшись подавляющим преимуществом в силах (500-тысячная армия и громадный военно-морской флот), Великобритания сумела навязать арабам свою волю. Обещания арабам оказались враньем: нс было создано единого арабского государства; а что касается мандатной системы (см. гл. 15), то последняя на практике не имела ничего общего с декларированными целями "подготовки к созданию собственной государственности" и фактически сводилась к замене турецкого колониального гнета на англо-французский.

Борьба арабов против англо-французских колонизаторов началась еще летом 1919 г. и продолжалась в течение большей части 1920-х гг. (всеобщее вооруженное восстание в Ираке в 1920 г.; партизанская война в Сирии в 1925—1927 гг., восстание в Египте и т.д.). В результате Лондон принял решение отказаться от откровенно колониальных форм угнетения в пользу "договорной зависимости" в виде сохранения британского военного присутствия и британского контроля над внешней, оборонной и финансовой политикой арабских государственных образований. Успех этой новой политики был весьма относительным: арабам была нужна полная независимость, Но, во всяком случае, арабо-британское противостояние было переведено в мирное русло. По-другому развивалась ситуация на французских подмандатных территориях. Там Париж не желал идти ни на какие уступки арабскому национализму: была отменена автономия Ливана, существовавшая даже при турках, и проводилась политика ассимиляции арабов. Результатом стал перманентный вооруженный конфликт на территории, подмандатной Франции, на всем протяжении 1920-х гг.

Образование Саудовской Аравии. Роль объединителя Аравии взял на себя правитель центрально аравийского княжества Неджд — эмир Абдул-Азиз Ибн Сауд. Он поставил своей целью восстановить существовавшее в начале XIX в. Ваххабитское государство.

При этом клану саудитов пришлось заключить договор с сектой ваххабитов. 15 января 1927 г., после длительной междоусобной войны, Ибн Сауд был провозглашен королем нового государства, которое с сентября 1932 г. стало называться Саудовской Аравией. В 1927 г. Великобритания была вынуждена признать полную независимость нового государства. Более того, исламский мир был вынужден смириться с ваххабитским контролем над исламскими святынями — Меккой и Мединой.

Иран после Первой мировой войны. Иран после Первой мировой войны оставался марионеткой в руках великих держав. Великобритания предприняла попытку не только ликвидировать российскую сферу влияния на севере страны, но и распространить свое влияние на территорию Азербайджана и Закаспия. Лондону удалось навязать Ирану Соглашение о британской помощи для оказания содействия прогрессу и благополучию Персии (1919 г.). Соглашение предусматривало установление британского контроля над персидской армией и финансами, а также дорожным строительством и таможнями.

Однако так продолжалось недолго — Советы вытеснили британцев из Закаспия и вышли па государственную границу с Ираном. Москва пошла на беспрецедентные уступки Ирану — вся российская собственность была передана иранцам; Советы отказались от неравноправных российско-персидских договоров и режима капитуляций. Да и Тегерану был нужен противовес Британии, и поэтому уже 20 мая 1920 г. иранское правительство пошло на установление дипломатических отношений с Москвой. Недовольство британским засильем было так велико в персидском обществе, что на волне этих настроений в феврале 1921 г. произошел переворот, в результате которого династия Каджаров была свергнута, а к власти пришел командир персидской казачьей бригады Реза Пехлеви.

26 февраля 1921 г. был подписан российско-иранский Договор о дружбе. Советская сторона подтверждала целый ряд экономических, политических и территориальных уступок, сделанных ранее. Однако, согласно ст. 6 договора, Советская Россия получала право ввести свои войска на территорию Ирана в случае возникновения опасности для ее собственных границ или ее союзников. Вскоре Иран добился от Великобритании отказа от договора 1919 г.

Таким образом, уже в начале 1920-х гг. России удалось восстановить свое влияние в Персии и подорвать там английские позиции. Со своей стороны, Лондон сделал все для того, чтобы вызвать рост антибританских настроений в иранском обществе. Так, в 1922 и 1924 гг. британские агенты организовали восстания против правительства Ирана на западе и на юге страны, где проживали, соответственно, курды и арабы. В этих условиях регулярные жалобы британцев на "антианглийскую пропаганду" Советов были просто бессмысленными: лучшей антибританской пропагандой была собственная политика правительства Его Величества.

В 1924 г. был подписан советско-иранский торговый договор, были созданы совместные предприятия (по добыче икры на Каспии). В том же году Москва добилась юридической ликвидации соглашения 1907 г. о сферах влияния в Персии. Большим успехом советской дипломатии стало заключение Советско-иранского договора о гарантии и нейтралитете (1927 г.). Существовали, однако, причины, препятствовавшие российско-иранскому сближению, и главная из них — азербайджанский вопрос. Сам факт существования Советского Азербайджана служил раздражителем в советско- иранских отношениях. Во многом по этой причине Иран начал постепенно отдаляться от Москвы и в стране стало все больше ощущаться германское влияние, особенно в торговле и финансах, железнодорожном строительстве и т.д.

Афганистан после Первой мировой войны. Афганистан, после того как в результате афгано-британской войны (май — август 1919 г.) он завоевал полную национальную независимость, предпринял под руководством Ама- нуллы-хана серьезные усилия к укреплению своих международных позиций. Москва охотно поддержала Кабул (оказав финансовую и техническую помощь), видя в нем буфер между Советским Туркестаном и Британской Индией (а возможно и плацдарм для советского проникновения в "Жемчужину британской короны").

Внешнеполитическое лавирование афганского руководства приносило свои плоды: Братания была вынуждена окончательно признать независимость Афганистана; Кабул, в свою очередь, согласился на "линию Дюранда" в качестве границы между Афганистаном и Британской Индией. Советско-афганскому сближению, однако, мешала басмаческая проблема: хотя в 1926 г. был подписан советско-афганский Договор о нейтралитете, афганское руководство выступало за независимость Бухары; кроме того, на афганской территории нашли убежище тысячи басмачей, время от времени совершавших набеги на советскую территорию. Вот почему, когда в 1928 г. против реформатора Амануллы-хана вспыхнуло народное восстание, возглавленное крестьянином-бсдняком Бачаи Сакао, в Москве даже подумывали о поддержке восстания по линии Коминтерна. Однако вовремя опомнились: особенно это стало понятно после того как Бачаи Сакао, ставший новым афганским эмиром, оказал серьезную поддержку басмачам.

На Север Афганистана была введена бригада Красной Армии в помощь Аманулле. Последний, однако, не смог удержаться у власти, и в октябре 1929 г., при поддержке Британии Кабул был взят войсками Мухаммеда Надира, который и стал новым афганским эмиром. В 1931 г. силы Надиршаха совместно с советскими войсками полностью уничтожили последние басмаческие отряды.

Выводы

Далеко не все великие державы показали себя способными воспринять изменившиеся реалии, т.е. выход на мировую арену новых независимых государств. Так уж получилось, что именно Советская Россия оказалась концептуально готовой воспринять мир, сбрасывающий с себя оковы колониального

гнета. И немудрено, что тем самым СССР завоевал прочные симпатии новых элит развивающихся стран, сколь бы далекими от "научного коммунизма" ни были эти элиты.

Западные правящие круги были готовы списать симпатии к Советам в нарождающемся "третьем мире" на "большевистскую пропаганду" и "коммунистические происки". Правильнее было бы винить собственную негибкость и неготовность понять, что Первая мировая война изменила в корне не только Север, но и Юг.