План финансово-хозяйственной деятельности: инструмент управления учреждением
План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее – План) является управленческим документом, содержащим планируемые показатели по доходам и расходам и формируемым с учетом норм, требований, предписаний, касающихся деятельности бюджетного учреждения. Общие требования к порядку составления и утверждения Плана сформулированы в приказе Минфина России от 28.07.2010 № 81 н и направлены на формирование единообразия и упорядочение правового регулирования. План составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России.
При составлении и утверждении Плана каждый участник процесса реализует свои полномочия, перечень которых приведен в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Полномочия участников но составлению и утверждению Плана
Участники процедуры |
Полномочия участников но составлению и утверждению Плана |
|
бюджетное учреждение |
автономное учреждение |
|
Учреждение |
Подготовка проекта Плана |
|
Учредитель |
Учредитель доводит сведения о субсидиях: |
|
в течение одного месяца со дня публикации закона о соответствующем бюджете на следующий финансовый год и плановый период |
до начала следующего финансового года |
|
Утверждение Плана[1] |
||
Наблюдательный совет |
Орган "Наблюдательный совет" нормативными документами функционирования бюджетного учреждения не предусмотрен |
Наблюдательный совет рассматривает проект Плана и дает заключение, копия которого направляется учредителю |
Руководитель учреждения |
По согласованию с учредителем руководителю учреждения может быть передана функция по утверждению Плана |
Утверждение Плана |
План в общем виде представляет информацию:
– о показателях финансового состояния учреждения;
– доходах учреждения из источников бюджета бюджетной системы (субсидий на выполнение государственного задания, субсидии на цели осуществления капитальных вложений и субсидий на иные цели);
– доходах учреждения из источников по иной приносящей доход деятельности (собственных доходах);
– об общих расходах, финансируемых из всех источников.
План состоит из трех разделов, характеристика которых приведена ниже:
1) заголовочный раздел – в нем указываются гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись и расшифровка лица, уполномоченного утверждать План, дата утверждения; наименование документа; дата составления документа; наименование учреждения; наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя; адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения; финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения; наименование единиц измерения показателей;
2) содержательный раздел, включающий в себя текстовую и табличные части;
3) оформляющий раздел – содержит подписи должностных лиц, ответственных за сведения, включенные в План.
Остановимся более подробно на содержательном разделе.
В текстовой (описательной) части содержательного раздела указываются:
– цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с законами, иными нормативными правовыми (муниципальными) актами и уставом учреждения;
– виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом;
– перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
– общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности;
– общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
– иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Табличная часть представляет собой совокупность таблиц, отражающих данные по:
– показателям нефинансовых и финансовых активов, обязательств на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана (в табл. 3.2 приведены условные значения);
Таблица 3.2
Показатели финансового состояния учреждения
Наименование показателя |
Сумма, тыс. руб. |
Нефинансовые активы, всего |
46517,3 |
Из них: недвижимое имущество, всего |
9432,7 |
В том числе: остаточная стоимость |
5112,7 |
особо ценное движимое имущество, всего |
4411,5 |
В том числе: остаточная стоимость |
2814,1 |
Финансовые активы, всего |
215,8 |
Из них: дебиторская задолженность по доходам |
13,5 |
дебиторская задолженность по расходам |
165,4 |
Обязательства, всего |
514,0 |
Из них: просроченная кредиторская задолженность |
1,6 |
– плановым показателям поступлений и выплат учреждения (табл. 3.3).
Планируемые финансовые показатели указываются в рублях с точностью до двух знаков после запятой для последующей сверки планируемых и фактических показателей по итогам финансового года или иного планового периода.
Объемы выплат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут рассчитываться и отражаться в Плане финансово-хозяйственной деятельности с превышением нормативных затрат: выплаты могут не соответствовать объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии.
Таблица 3.3
Показатели по поступлениям и выплатам учреждения
Наименование показателя |
Всего, руб/коп. |
В том числе, руб/коп. |
|
по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих ведение лицевых счетов учреждений |
по счетам, открытым в кредитных организациях |
||
Остаток средств[2] |
700000,00 |
700000.00 |
|
Поступления, всего |
63438500,00 |
63438500,00 |
- |
В том числе: субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания |
47824 200,00 |
47824200,00 |
|
целевые субсидии |
3114300,00 |
3114300,00 |
- |
бюджетные инвестиции |
0 |
0 |
- |
поступления от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе |
|||
поступления от иной приносящей доход деятельности |
12500000,00 |
12500000,00 |
|
Выплаты, всего |
64138500,00 |
64 138500,00 |
|
В том числе: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
40387300,00 |
40387300,00 |
|
услуги связи |
379400,00 |
379400,00 |
|
транспортные услуги |
815400,00 |
815400,00 |
|
коммунальные услуги |
2711000,00 |
2711000,00 |
- |
арендная плата за пользование имуществом |
|||
услуги по содержанию имущества |
14255400,00 |
14255400,00 |
- |
прочие услуги |
446700,00 |
446700,00 |
- |
пособия по социальной помощи населению |
- |
- |
- |
приобретение основных средств |
3716700,00 |
3716700,00 |
- |
приобретение нематериальных активов |
|||
приобретение материальных запасов |
1 184 700,00 |
1 184 700,00 |
|
приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами |
|||
прочие расходы |
241900,00 |
241900,00 |
- |
иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации |
- |
- |
- |
Остаток средств[3] |
|||
Справочно: |
|||
Объем публичных обязательств, всего |
|||
Средства во временном распоряжении, всего |
В случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате осуществления деятельности учреждения, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты, в том числе на выплаты премий работникам учреждения, но с обязательным уточнением плана. При этом перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.
Плановые показатели по выплатам формируются бюджетным учреждением обязательно с применением кодов операций сектора государственного управления (КОСГУ). Несмотря на подробное изложение различных показателей в Плане, учреждение самостоятельно определяет направление расходования средств, за исключением субсидий на иные цели, и представляет свои предложения учредителю.
Общая сумма расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг, отраженная в Плане финансово-хозяйственной деятельности, подлежит детализации в плане закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, формируемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
При предоставлении учреждению субсидии на иные цели учреждение составляет и представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению по форме 0501016.
При составлении Сведений по вышеприведенной форме учреждением указываются в графах следующие данные:
– графа 1 – наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;
– графа 2 – аналитический код, присвоенный органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для учета операций с целевой субсидией;
– графа 3 – КОСГУ исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат;
– графы 4, 5 – неиспользованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий, на суммы которых подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели (графа 4 – код субсидии, графа 5 – суммы разрешенного к использованию остатка);
– графы 6, 7 – суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на цели, которые были определены в предыдущем году;
– графа 8 – сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий;
– графа 9 – сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии.
Формирование объемов планируемых выплат, указанных в Сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.
В случае если учреждению предоставляется несколько целевых субсидий, показатели Сведений формируются по каждой целевой субсидии отдельно.
Расширение самостоятельности учреждения влечет за собой увеличение ответственности учреждения; составление Отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности является не только обеспечением публичности и открытости информации о деятельности учреждения, но и инструментом контроля.
Действующим законодательством не утверждены правила по опубликованию выполнения Плана, однако приказом Минфина России от 30.09.2010 № 114н утверждены общие требования к порядку составления и утверждения Отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества (рассматривается в параграфе 10.3 настоящего учебника).
Регистры бухгалтерского учета учреждения, в которых систематизируется полная и достоверная информация о фактическом наличии имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствам, полученных по результатам деятельности финансовых результатах, являются основой составления отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности. Сопоставлением планируемых и фактических данных оценивается, насколько план выполнен, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на невыполнение плановых показателей.