Планирование размещения запасов

Наличие сети распределения товаров, включающей в себя поставщиков, распределительные центры и склады различных уровней, логистических посредников, розничные торговые точки и конечных потребителей, позволяет достичь конкурентного преимущества за счет приближения товара к потребителю, сокращения сроков реакции на изменение спроса в различных регионах, оптимизации ассортиментного состава товаров, расширения спектра предлагаемых услуг и т.д. Распределение запасов в сети является одной из наиболее сложных задач, что обосновано наличием многоуровневой системы размещения запасов в цепи поставок.

Для цепи поставок и технологически сложных производств характерны следующие особенности:

1) материальные запасы в них формируются на нескольких иерархических уровнях, соответствующих определенному технологическому этапу производства либо положению запаса в цепи поставок;

2) между запасами существует взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленная спецификой технологии производства и (или) сбыта.

Один из главных вопросов планирования дистрибуции: в каком объеме и в какие сроки запасы должны поставляться в сеть распределения.

Если товары, поступившие на склад, останутся невостребованными, торговая сеть несет убытки. Если товаров окажется недостаточно, ритейлер может потерять клиента, который уйдет к конкуренту. Таким образом, компаниям выгодно, чтобы товары со склада были реализованы в полном объеме. Для этого и ведется планирование пополнений. Определить минимальный уровень страховочных запасов и составить прогноз продаж для одного магазина довольно просто. Трудности начинаются, когда розничная сеть практикует централизованное планирование пополнений – для этого нужно обрабатывать огромный объем информации по каждому магазину, складу, товарной позиции.

Методы решения задачи размещения запасов в сети распределения можно подразделить на две группы [4]: реактивные и плановые.

Реактивный метод

Реактивная система размещения запасов в сети распределения продвигает продукты через каналы распределения в ответ на спрос, предъявленный другими участниками этих каналов. Поставки на пополнение заказов начинаются, когда складской запас становится равным или сокращается ниже установленного минимального уровня, или точки заказа. Таким образом, каждое звено сети распределения самостоятельно принимает решение о том, когда, сколько и у кого заказывать товар, и независимо от других размещает свои заказы.

В результате серии таких независимых действий создается неопределенность точек заказа на всем протяжении канала распределения. Подобная многоуровневая неопределенность порождает необходимость в содержании значительных по объему страховых запасов для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности.

Данный метод имеет определенные допущения. Первое условие, на котором покоится реактивная система управления запасами, – безграничность ресурсов, т.е. отсутствие сколько-нибудь существенных ограничений, обусловленных имеющимися производственными или складскими мощностями. Отсюда следует, что продукцию можно производить когда и сколько угодно и хранить ее на заводских складах, пока не поступит заказ из распределительного центра.

Во-вторых, логика реактивного управления запасами предполагает неограниченное наличие продукции у поставщиков. Иными словами, не существует никаких ограничений, связанных с действующими мощностями и доступностью запасов. Это означает полную определенность сроков поставок в пополнение запасов и совершенную невозможность возникновения дефицита или задержки (срыва) исполнения заказа.

В-третьих, предполагается, что продолжительность каждого функционального цикла предсказуема и не зависит от других циклов. Логика реактивного управления запасами предусматривает, что менеджеры не в состоянии влиять на продолжительность функционального цикла, однако на деле они могут ускорять поставки за счет привлечения дополнительных источников или использования альтернативных стратегий снабжения.

В-четвертых, реактивная система управления запасами лучше всего работает в условиях стабильного и неизменного по структуре потребительского спроса. В идеале для нормальной работы системы спрос должен оставаться стабильным в течение всего планового периода.

В-пятых, реактивная система управления запасами определяет временные и количественные параметры пополнения запасов (включая и источники поставок) для каждого распределительного центра отдельно, независимо от других. По этой причине в такую систему заложена лишь минимальная возможность эффективно координировать потребности в запасах разных распределительных центров. При этом практически не используются преимущества информационных технологий в управлении запасами, хотя затраты на передачу и обработку информации в рамках канала распределения постоянно снижаются.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что проблемы использования данного метода заключаются в чрезмерно упрощенном представлении о структуре и динамике спроса, ориентации на "неограниченную" доступность продуктов и производственных мощностей, отсутствии сегментации рынков и продуктов по критерию прибыльности, отсутствии координации данных о потребности в запасах во всей распределительной сети.