Планирование расходов и отчислений
В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:
– отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;
– свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
– свободная амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;
– прочие расходы;
– итого расходов и отчислений;
– превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (–).
Таким образом, в данном разделе финансового плана отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей трудового коллектива, прочие расходы, финансируемые за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия.
Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие определяет самостоятельно. Это является результатом стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей.
Фонд накопления предназначен:
– для финансирования капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
– уплаты процентов по долгосрочным кредитам.
Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:
– вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;
– оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;
– премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;
– культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;
– строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;
– дотации на питание членам трудового коллектива и др.
Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным соотношением между ними будет следующее: фонд накопления – 60%, фонд потребления – 40%.
Резервный (страховой) фонд предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска.
Капитальные вложения составляют значительную часть инвестиций, направляемых на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Объем и структуру капитальных вложений предприятие планирует самостоятельно.
Однако необходимо иметь в виду, что инвестиционная деятельность регулируется государством, что может вносить некоторые ограничения в план. Например, капитальное строительство относится к лицензируемым видам деятельности. Для его ведения необходима государственная экспертиза проектов, декларация объемов и источников финансирования. Основанием для планирования капитальных вложений является наличие проектно-сметной документации, гарантирующей освоение денежных средств: лицензии, решения органа государственной власти об отводе земельного участка, договоров подряда.
Норматив оборотных средств – это объем финансовых ресурсов, предназначенных для формирования неснижающихся минимальных запасов оборотных фондов и фондов обращения (сырья, материалов, топлива, готовой продукции на складе и т.д.). По сырью, основным и вспомогательным материалам, топливу норматив определяется как произведение нормы запаса в днях и однодневного расхода по соответствующему элементу согласно смете затрат на производство.
Расходы по обслуживанию долгосрочных банковских кредитов планируются на основе договоров с кредитными учреждениями и сведений банков о возможных изменениях в размере процентной ставки и методики расчета суммы процентов.
При планировании расходов по смете фонда потребления необходимо исходить из принятых в коллективном договоре, уставе предприятия и отраслевых тарифных соглашениях обязательств по социальной защите членов трудового коллектива предприятия.
К платежам в бюджет относятся налоги на недвижимость, на доходы, на прибыль. Все другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды в плане отражаются за балансом "Справочно". Расчеты сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, выполняются в соответствии с действующими методическими рекомендациями, доведенными до предприятий лимитами и нормативами.