Планирование процессов жизненного цикла продукции
При планировании организация должна установить:
1) цели в области качества и требования к продукции;
2) потребность в разработке процессов, документов, а также в обеспечении ресурсами для производства конкретной продукции;
3) необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу, контролю;
4) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продукция соответствуют требованиям к управлению записями.
Основная цель перечисленных требований заключается в планировании и внедрении процессов, направленных на устранение колебаний уровня качества, что является основополагающей задачей систем менеджмента качества.
Все отмеченные выше процессы осуществляются в полном объеме в том случае, когда идет подготовка к выпуску новой продукции.
В пищевой промышленности в результате планирования качества необходимо определить типы контрольных параметров, необходимых для данного процесса и данной продукции. Международно признанной системой для определения необходимых контрольных параметров для проверки безопасности пищевых продуктов является так называемая система НАССР, в России — ХАССП.
Обычно процесс планирования качества фиксируется в форме специальных "планов по качеству", разработанных для продукции и процессов конкретной организации. Форма таких планов может быть самой разнообразной: "планы управления производственными процессами", "бизнес-планы", "программы безопасности пищевых продуктов" и т.д.
Если розничная торговая сеть планирует собственное пищевое производство (фабрика-кухня, комбинат питания, кондитерский цех, пекарня и т.п.), то, по мнению А. Фомина [46], компания-оператор должна предпринять меры по эффективному управлению пищевыми производствами (ПП):
1) разработка и внедрение концепции пищевого производства (прежде всего принятие решения о том, что производить в едином центре, что в магазине, определение целевой аудитории сети);
2) определение конфигурации направлений производства (прежде всего определение специализации ПП);
3) разбор проекта ПП (прежде всего выбор оборудования);
4) подбор запускающей команды;
5) выбор каналов сбыта;
6) точное следование графику реализации проекта ПП.
Процессы, связанные с потребителями
Как отмечалось выше, управление качеством начинается с изучения требований потребителей. В стандарте установлены три группы вопросов:
1) определение требований, относящихся к продукции;
2) анализ требований, относящихся к продукции;
3) требования к организации связи с потребителями.
Для выполнения первой группы требований организация должна определить:
1) требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки;
2) требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно;
3) законодательные и другие обязательные требования, относящиеся к продукции;
4) любые дополнительные требования, определенные организацией.
Дополнительные требования могут быть связаны с учетом требований потребителей на внешнем и внутреннем рынках. В том случае, когда продукция может стать предметом экспорта, следует знать и выполнять законодательные требования конкретных стран.
По ряду товаров, например пищевым продуктам, надо определять наиболее уязвимые группы потребителей и уделять им повышенное внимание (к таким группам относятся, например, грудные младенцы и дети, беременные женщины, пожилые люди, лица, страдающие диабетом или другими тяжелыми заболеваниями).
Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю (например, участие в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам или заказам).
Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:
1) информации о продукции;
2) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки;
3) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей.
Для совершенствования менеджмента деятельности оптовых торговых организаций очень важно учитывать пожелания такой категории потребителей, как предприятия розничной торговли.
Возьмем в качестве примера деятельность организации, занимающейся оптовой продажей автозапчастей. Она систематически обобщает пожелания магазинов но четырем вопросам:
1) необходимость оперативного уточнения информации о наличии на базе конкретных наименований деталей;
2) сокращение длительности обработки заявки менеджеров магазина;
3) сокращение длительности отгрузки товара;
4) отладка механизма возврата неправильно (или неточно) заказанных деталей и бракованного товара.
Рассмотренные вопросы являются типовыми, поскольку возникают при взаимодействии большинства оптовых и розничных торговых организаций.
После сбора информации о нуждах потребителей необходимо довести эти сведения до персонала организации, который должен использовать их для создания товаров или услуг требуемого качества. Перевод требований потребителей в конкретные характеристики может осуществляться с применением метода QFD (см. гл. 4).