Планирование производственных ресурсов (MRP II)
Планирование производственных ресурсов MRP II является усовершенствованным методом планирования всех видов ресурсов предприятия, продолжением и расширением замкнутого цикла CL MRP. Стандарт MRP II обеспечивает поддержку принятия управленческих решений в следующих функциональных областях:
o бизнес-планирование;
o планирование продаж и операций;
o планирование производства;
o формирование главного календарного плана производства;
o планирование потребности в материалах;
o планирование потребности в мощностях;
o система поддержки исполнения планов для производственных мощностей и материалов.
Детальные производственные планы и планы снабжения находят свое стоимостное отражение в калькуляции себестоимости продукции. Структура планового механизма в стандарте MRP II приведена на рис. 4.4.
В системах класса MRP II реализованы следующие базовые принципы:
o иерархичность построения ИС - разделение функций планирования на уровни, соответствующие сферам ответственности разных органов управления;
o интеграция функций управления ИС - единое информационное пространство для различных сфер деятельности, связанных с материальными и финансовыми потоками в пределах горизонта планирования;
o интерактивное взаимодействие управленческого персонала для моделирования управленческих решений в ИС.
Система класса MRP II представляет собой подробную и точную модель производства, обеспечивающую:
o планирование продаж и производства (Sales and Operation Planning);
o управление спросом (Demand Management);
o составление плана производства (Master Production Scheduling);
o планирование материальных потребностей (Material Requirement Planning);
o специфицирование продуктов (Bill of Materials);
o управление складом (Inventory Transaction Subsystem);
o плановые поставки (Scheduled Receipts Subsystem);
o управление на уровне производственного цеха (Shop Flow Cont-rol);
Рис. 4.4. Структура планового механизма в стандарте MRP II
o планирование производственных мощностей (Capacity Requirement Planning);
o контроль входа/выхода (Input/output control);
o материально-техническое снабжение (Purchasing);
o планирование распределенных ресурсов (Distribution Resourse Planning);
o планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control);
o управление финансами (Financial Planning);
o моделирование (Simulation);
o оценку результатов деятельности (Performance Measurement).
Положительные черты систем класса MRP II:
o возможность планирования оптимальной потребности в материальных и производственных ресурсах;
o достоверный учет движения различных видов материальных ценностей от момента поступления материала на склад до отгрузки продукции потребителю;
o предотвращение дефицита или избытка материальных запасов.
Недостатки систем класса MRP II:
o отсутствие интеграции с процессами управления финансами и персоналом;
o ориентация на существующие заказы (специального комплекса задач по прогнозированию спроса нет);
o слабая интеграция с системами проектирования и конструирования (конструкторско-технологической подготовкой производства).
Производство на мировом уровне (WCM)
Методология управления "Производство на мировом уровне" (WCM) сформировалась в 1980-х гг. Она включает в себя новые методы управления:
o планирование "Точно в срок" (Just in Time - JIT);
o всеобщий контроль качества (Total Quality Management - TQM);
o оценка эффективности системы управления (Benchmarking);
o развитие человеческих ресурсов (Human Resource Development - HRD);
o "бережливое" производство (Lean Manufacturing - LM);
o реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Re-Engineering - BPR);
o управление потоком операций (Workflow); и др.
Рассмотрим некоторые из этих методов управления. Метод
BPR, подобно "большому взрыву", нацелен на достижение больших результатов через перестройку существующих или создание новых бизнес-процессов. Применение этого метода требует использования средств моделирования бизнес-процессов - CASE-технологий. Основные принципы метода BPR сформулировал М. Хаммер:
o организация работы вокруг желаемого результата (а не решение разрозненных задач);
o назначение заинтересованных лиц исполнителями процесса;
o передача контроля и принятия решений исполнителям процесса;
o информация о данных, пользователях и процессах должна быть одинаково доступна везде, как если бы она хранилась в одном централизованном хранилище.
Метод Workflow позволяет отслеживать бизнес-процессы и обрабатывать их под контролем системы управления потоками операций. Отдельные этапы, или операции, бизнес-процессов присваиваются организационным агентам, которые используются в определенном качестве. Основная единица управления - бизнес-объект (например, заказ на закупку, счет-фактура и т.п.). Информация о бизнес-объектах хранится в репозитории объектов (Business Object Repository). Поток операций состоит из взаимосвязанных шагов, на каждом шаге выполняется одно- или многошаговая процедура управления. В результате обеспечены прозрачность и оперативность управления бизнес-объектами, повышение ответственности исполнителей.