Планирование производственной программы предприятий
Производственная программа (план производства продукции) – центральный целеполагающий раздел текущего плана развития.
Главной целью производственной программы является реализация производственной стратегии, т.е. удовлетворение потребностей заказчиков в производстве продукции требуемого объема, качества, в оговоренные в договорах сроки.
Перспективный и текущий планы по производству продукции формируются на основе принятой стратегии, а также перспективного и текущего планов сбыта (продаж). Планы сбыта являются основой формирования портфеля заказов, т.е. перечня заключенных с заказчиком договоров и планов поставок в натуральном выражении.
На основе плана поставок составляется план производства продукции в натуральном выражении с календарным распределением внутри планового периода.
Производственная программа строится на основе расчетов производственной мощности всего предприятия и основных цехов и баланса производственных мощностей.
Далее для обоснования производственной программы используют расчеты требуемых для его выполнения основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При расчете стоимостных показателей плана товарной и реализованной продукции учитываются: расчет изменения остатков готовой продукции на складе, изменения остатков незавершенного производства и обоснование ценовой политики предприятия по реализации продукции.
Последующими этапами при формировании плана производства являются:
– составление графика отгрузки продукции в номенклатурном разрезе и по потребителям;
– планирование цеховых производственных программ, являющихся объектом оперативно-календарного планирования;
– контроль и анализ выполнения плана производства.
Плановые показатели производственной программы
(номенклатура, объем, качество, сроки поставок) составляются в целом по предприятию, а затем доводятся до цехов, т.е. процесс планирования идет сверху вниз. Иногда возможен и обратный процесс, снизу вверх, когда под воздействием ряда производственных обстоятельств (отсутствие сырья, рабочих) цехи осуществляют встречное планирование.
Возможны также ситуации, когда плановые органы предприятия вынуждены отказываться от первоначального варианта производственной программы, так как он не позволяет получить желаемого размера прибыли. В этом случае технические и управленческие службы занимаются выявлением внутрипроизводственных резервов по снижению издержек производства и роста объема продаж, т.е. происходит интерактивный процесс планирования: одновременно и "сверху вниз" и "снизу вверх".
Система показателей производственной программы
Основой долгосрочного, текущего и оперативного планов производства являются его показатели. Производственная программа измеряется натуральными, условнонатуральными, трудовыми и стоимостными показателями. Они даются в долгосрочном, текущем (на год с разбивкой по кварталам и месяцам) и оперативном (месяцы разбиваются на декады, смены, часы) планах.
Объем производства продукции в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом в физических единицах (меры веса, длины, объема). Номенклатура определяет наименование изделий и именных видов, типов, сортов продукции в соответствии с номенклатурой.
Номенклатура планируется по нескольким группам:
– основная профильная продукция;
– продукция, производимая на экспорт;
– изделия новой техники, выпускаемые в течение 3 лет включительно;
– опытные образцы и первые промышленные серии новой продукции;
– морально устаревшая продукция, подлежащая снятию;
– товары и услуги для населения;
– кооперированные поставки.
На каждом предприятии должна проводиться целенаправленная ассортиментная политика, к которой предъявляется ряд требований:
– номенклатура и ассортимент продукции должны соответствовать требованиям рыночной конъюнктуры, а также производственным и финансовым возможностям фирмы;
– номенклатура производственной программы должна обеспечивать максимальную доходность предприятия и его конкурентоспособность;
– объемы производимой продукции должны обеспечивать максимально возможный уровень использования производствен ной мощности;
– распределение выпуска изделий по календарным отрезкам времени должно быть равномерным для основной профильной продукции, равномерно нарастающим для новой продукции, равномерно снижающимся для устаревшей продукции.
В рыночных условиях возможны колебания спроса. Это вызывает необходимость разработки различных вариантов распределения годового объема выпуска продукции по кварталам и месяцам текущего года. В этом случае можно выделить три варианта производственной политики предприятия:
– полное удовлетворение спроса и поддержание запасов готовой продукции на складе на нормативном уровне в строгом соответствии со спросом;
– производство продукции по среднему уровню спроса. В период падения спроса цехи частично работают "на склад", пополняя запасы готовой продукции. В период подъема спроса созданные запасы идут на рынок;
– производство продукции по минимальному уровню спроса. В этом случае, чтобы не допустить простоя оборудования, площадей и рабочей силы, необходимо перейти на выпуск новых модификаций базовой номенклатуры продукции и расширить выпуск товаров для населения.
На основе анализа информации о рыночной конъюнктуре и мощности предприятия выбирается тот ассортимент продукции, который в наибольшей степени приспособлен к сегментам рынка, где реализуется продукция. Целесообразно выбирать свою "нишу", т.е. наиболее благоприятный и доходный рыночный сегмент.
Критериями отбора номенклатуры продукции для включения в производственную программу являются:
– рыночный спрос;
– коэффициент использования емкости рынка;
– доходность (рентабельность) изделия;
– стадии жизненного цикла изделий;
– показатели качества продукции. Удельный вес категорий качества в объеме продаж.
Всю продукцию, включаемую в производственную программу, делят в зависимости от уровня качества на несколько категорий.
• Продукция высшего качества превосходит по своим технико-экономическим показателям аналогичные товары-конкуренты. Во многих случаях это принципиально новая продукция. Изготовитель таких товаров может значительно увеличить свою прибыль как за счет установления монопольно высоких цен на них, так и за счет увеличения своей доли рынка.
• Конкурентоспособная продукция в основном соответствует высокому уровню качества среди аналогичных товаров на рынке. Вместе с тем конкурентоспособность товара и, как следствие, его устойчивый сбыт обеспечиваются более низкими ценами, высоким уровнем послепродажного обслуживания, рекламой, эффективной системой товаропродвижения.
• Продукция с пониженным уровнем качества имеет в целом несколько худшие потребительские свойства, чем продукция большинства конкурентов. Чтобы в этом случае позиции фирмы остались стабильными, производитель может прибегнуть к стратегии снижения цены на такие товары.
• Продукция с низким уровнем качества – это морально устаревшая продукция, сбыт ее сопряжен с трудностями. Поэтому она реализуется по низким ценам.
Обобщенным показателем качества является удельный вес выпуска продукции четырех категорий в стоимостном измерении в общем объеме продаж (реализации продукции).
На основе выявленной потребности рынка и заключенных договоров на поставку составляются планы поставок продукции в натуральном выражении.
Объем поставок (ОП) рассчитывается по формуле
где П – объем производства продукции; Он – остатки готовой продукции на складе на начало планового периода; Ок – остатки готовой продукции на складе на конец планового периода; Пс.н – производство продукции для собственных нужд.
Плановый объем поставок служит основой формирования портфеля заказов или плана сбыта. Первоначально он формируется только с ориентацией на емкость рынка без учета производственной мощности предприятия.
В основу портфеля заказов кладутся заключенные с потребителями договора на поставку продукции. Затем общий объем поставок увязывается с производственными мощностями предприятия и его основных цехов.
После формирования портфеля заказов рассчитывается его обеспеченность в днях поставки:
где Зсум – суммарное количество заказов на начало планового пе́риода; В – дневная (суточная) выработка заказов.
Считается, что минимально необходимый календарный срок обеспеченности портфеля заказов договорами – 1 месяц (30 дней).
На основе объема поставок рассчитывается объем производства (II) продукции в натуральном выражении:
Для определения объема производственной программы используется несколько измерителей.
• Условно-натуральные измерители производственной программы используются при планировании разнородных по потребительским свойствам видов продукции.
Перевод объема выпуска продукции в условно-натуральное выражение производится путем умножения количества каждого вида продукции на соответствующий коэффициент пересчета, который определяется как соотношение между количеством потребительских свойств данного вида продукции (киловатты, лошадиные силы, килокалории, трудоемкость продукции и т.д.) и количеством этих свойств в продукции, принятый за условную единицу. Весь объем разнотипной продукции после приведения определяется количеством продукции одного вида, принятой за условную единицу. Например, измерение объема производства различных по калорийности видов топлива приводится к тоннам условного топлива с калорийностью, равной 7000 ккал. Такая производственная программа носит название приведенной.
• Трудовые измерители производственной программы определяются путем умножения объема произведенной продукции на ее постоянную в течение года трудоемкость изготовления. Эти измерители получили распространение при планировании производственной программы заготовительных, механических и инструментальных цехов машиностроительных заводов с большой неустойчивой номенклатурой.
• Стоимостные измерители производственной программы позволяют определять суммарный объем производства продукции различного ассортимента с помощью одного измерителя. Основу их расчета составляет номенклатурно-ассортиментная программа в натуральном выражении и действующие, а также неизменные оптовые цены. К числу наиболее важных стоимостных показателей относятся: валовой оборот, валовая, товарная, реализованная продукция.
• Товарная продукция – конечный результат производственной деятельности предприятия: объем продукции, полностью подготовленной к реализации, измеряемый в денежном выражении.
В товарную продукцию включаются:
– стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, запасных частей, предназначенных для собственного капитального строительства и капитального ремонта, а также для непромышленных хозяйств предприятия;
– стоимость продукции, работ (услуг) промышленного характера вспомогательных, обслуживающих и подсобных хозяйств предприятия, выполненных по заказам потребителей и предназначенных к реализации.
Объем товарной продукции (ТП) рассчитывается по формуле
где Ni – годовая производственная программа i-го вида изделий; Цi – цена i-го вида изделия; т – номенклатура продукции; Ун.с – стоимость услуг промышленного характера на сторону.
Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности рассчитывается по заводскому методу, т.е. в объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд. Исключением являются предприятия пищевого комплекса, где в стоимостные показатели объема произведенной продукции (товарная, валовая продукции) включается внутризаводской оборот, т.е. стоимость потребленных для собственных нужд готовых изделий и полуфабрикатов.
Товарная продукция по готовым изделиям планируется в действующих оптовых ценах предприятия. Товарная продукция по отчету рассчитывается по фактически действующим в отчетном году оптовым ценам. В отчете товарная продукция определяется также в сопоставимых (неизменных на определенную дату) оптовых ценах предприятия.
В платежных документах на продукцию (услугу) кроме цен изготовителя выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы и другие платежи, имеющие характер косвенных налогов. Оценка стоимости полуфабрикатов собственного производства, продукции и услуг промышленного характера вспомогательных и обслуживающих хозяйств производится на основе согласованных с заказчиком договорных цен, смет затрат на капитальный ремонт и капитальное строительство.
Товарная продукция используется для расчетов валовой и реализованной продукции, сметы затрат на производство, прибыли от реализации, а также таких показателей эффективности, как производительность труда, фондоотдача, материалоемкость продукции, рентабельность.
• Валовая продукция – стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.
Валовая продукция включает стоимость: готовых изделий, полуфабрикатов, предназначенных к отпуску на сторону, а также остатки незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Изменение остатков незавершенного производства учитывается только на предприятиях с длительным (более двух месяцев) производственным циклом и на тех предприятиях, где незавершенное производство велико по объему и может резко изменяться во времени. В машиностроении планируется также изменение остатков инструментов и приспособлений.
Валовая продукция (ВП) рассчитывается по заводскому методу двумя способами.
Первый способ. Валовая продукция определяется как разница между валовым (В0) и внутризаводским оборотом
(Вн):
Валовой оборот – стоимость всего объема продукции, произведенной за плановый период всеми цехами предприятия независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или была реализована на сторону.
Внутризаводской оборот – стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же периода.
Второй способ. Валовая продукция определяется как сумма товарной продукции (ТП) и разности остатков незавершенного производства, инструментов и приспособлений на начало и конец планового периода:
где Онз.п1 и Онз.п2 – стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода; Ои1 и Ои2 – стоимость остатков специального инструмента и приспособлений собственного изготовления на начало и конец планового периода.
Незавершенное производство (НЗП) – незаконченная производственная продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, а также в цеховых кладовых в виде запасов.
При расчете валовой продукции по заводскому методу в нее включают полную стоимость изделий, изготовленных из сырья заказчиков (давальческого сырья).
В цехах НЗП учитывается по себестоимости. Для пересчета остатков НЗП в оптовые цены используют два способа.
Первый способ. На основе оценки степени готовности НЗП по соотношению трудоемкости уже выполненных работ к трудоемкости готового изделия. Так, если готовность изделия составляет 30%, а его цена 5000 руб., то стоимость НЗП – 1500 руб. Этот способ используется в мелкосерийном и единичном типах организации производства.
Второй способ. Переоценка НЗП в оптовые цены по коэффициенту, характеризующему соотношение стоимости готовых изделий в оптовых ценах и их фактической себестоимости.
Пример. Плановая себестоимость фактического остатка НЗП на 1 января планового года составила 75 тыс. руб. Произведено к этому периоду готовых изделий в оптовых ценах на 470 тыс. руб., а по плановой себестоимости – на 400 тыс. руб. Коэффициент пересчета НЗП равен: 470 тыс. руб.: 400 тыс. руб. = 1,175. Необходимо определить объем назавершенного производства.
Стоимость НЗП в оптовых ценах составит:
75 тыс. руб. • 1,175 = 88,125 тыс. руб.
Ожидаемые остатки НЗП на начало планового периода в цехах определяют по отчетным данным на основе инвентаризации.
На конец планового периода норматив остатка НЗП рассчитывается по формуле
где Nсут – среднесуточный выпуск изделий; Тц – длительность производственного цикла изделия; S – себестоимость изделия; Кг = (МЗ + 0,5-Зост)/S – коэффициент готовности НЗП (коэффициент нарастания затрат); МЗ – затраты на материалы в себестоимости изделия; Зост – остальные затраты в себестоимости изделия.
Валовая продукция рассчитывается в сопоставимых (неизменных на определенную дату) оптовых ценах предприятия. С помощью этого показателя определяют динамику общего объема произведенной продукции, фондоотдачи и других показателей.
Показатели товарной и валовой продукции имеют общий недостаток: они искажают представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Это связано с тем, что материальные затраты, составляющие в некоторых отраслях около 80%, включаются в показатели валовой и товарной продукции в оптовых ценах. Присутствует ценовой фактор и в расчете амортизационных отчислений.
Более объективное представление об эффективности деятельности предприятия дают показатели чистой и нормативно-чистой продукции.
Объем чистой продукции (ЧП) рассчитывается по формулам
где ВР – выручка от реализации продукции; М3 – материальные затраты в себестоимости продукции; А – амортизационные отчисления; ЗП – заработная плата персонала с начислениями на нее; Пр – прибыль от реализации продукции.
Нормативно-чистая продукция (НЧП) определяется аналогичным образом. Отличие заключается в том, что первоначально рассчитываются НЧП по каждому изделию производственной программы:
Оценка НЧП предприятия определяется как:
где Впл – плановый выпуск продукции в натуральном измерении; п – номенклатура продукции.
Показатели чистой и нормативно-чистой продукции используются для оценки эффективности деятельности предприятия, анализа структуры производственной программы и оценки производительности труда.
• Реализованная продукция – характеризует объем продукции в денежном выражении, поступившей в данном периоде на рынок. Реализованная продукция определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначенных для реализации на сторону (для своего капитального строительства и капитального ремонта).
Реализация материальных ценностей: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и др., не являющихся результатом производственной деятельности предприятия, не включаются ни в объем реализованной, ни в объем товарной продукции.
Не включаются в объем реализации работы и услуги непромышленного характера (продукция подсобного и сельского хозяйства, строительные работы).
Объем реализованной продукции (РП) рассчитывается исходя из действующих оптовых цен без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок. Если в плановом периоде предусматривается изменение отпускных цен, то используются средние цены на продукцию.
По работам и услугам промышленного характера, полуфабрикатам собственного производства РП определяется на основе договорных цен и тарифов и рассчитывается по формуле
где Ог.п1, Ог.п2 – остатки нереализованной готовой продукции на́ нача́ло и конец планового периода. В них включаются остатки готовой продукции на складе и товары, отгруженные, но не оплаченные потребителем, если срок оплаты еще не наступил или покупатель задержал оплату в предусмотренные договором сроки.
На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и товарам отгруженным, срок оплаты которых еще не наступил.
Остатки нереализованной продукции на начало планового периода учитываются по производственной себестоимости. Для их пересчета в цены реализации используется коэффициент пересчета, рассмотренный выше как второй способ пересчета незавершенного производства в стоимостное исчисление при расчете валовой продукции.
Стоимость остатков нереализованной готовой продукции на конец планового периода () рассчитывается как:
где Сд – среднедневной выпуск продукции в отпускных действующих ценах; Т3 – норма запаса в днях: число дней, требуемое для подготовки изделия к отправке потребителям со склада готовой продукции.
В бухгалтерском учете выделяется отгруженная и сданная заказчикам продукция и продукция реализованная, при этом моментом реализации считается момент поступления денежных средств от потребителя на расчетный счет поставщика.
В этом случае используются два варианта для расчета реализованной продукции.
Первый вариант. По отгрузке:
где;– остатки готовой продукции на начало и конец планового периода.
Второй вариант. По оплате отгруженной продукции:
где;– остатки продукции отгруженной на начало и конец планового периода.
При расчете прибыли от реализации продукции предприятие может выбрать один из вариантов учетной политики: либо определять прибыль по разности стоимости и себестоимости продукции, т.е. до момента ее фактической оплаты заказчиком (метод начисления прибыли по отгрузке продукции), либо определять прибыль только после оплаты покупателем фактически отгруженной продукции (кассовый метод расчета прибыли). Менять учетную политику в течение года предприятие не имеет права.
Выбор того или иного варианта учетной политики связан с порядком осуществления расчетов с покупателями, порядком платежей налогов на прибыль и стремлением предприятия получить возможность ускоренного использования прибыли. Более распространенным является метод начисления прибыли по отгрузке продукции.
На основе реализованной продукции рассчитывается прибыль от реализации (продажи) как разница между объемом реализованной продукции в оптовых ценах без НДС и акцизов и ее полной (коммерческой) себестоимостью.