Планирование презентации и ее представление на публике

Подготовку компьютерной презентации следует начинать с четкого формулирования ее целей и задач. В зависимости от целей и задач, который выступающий собирается решать с помощью презентации, можно наметить несколько типовых сценариев выступлений, для каждого из которых можно рекомендовать определенные композиционные и оформительские модели презентации. Например, если выступающий собирается рассказывать о какой-то проблеме (проблемах) и путях ее решения, то основной акцент в презентации, которая будет сопровождать выступление, должен быть сделан именно на предлагаемом решении, что должно быть поддержано всеми средствами оформлением презентируемого материала.

Если выступающий хочет вызвать какую-либо активную реакцию слушателей, например при представлении нового продукта своей компании, на который нужно сформировать потребительский спрос, в трехчастной композиции своей презентации (описание ситуации – предлагаемый способ решения проблемы – действия, которые необходимо предпринять) наиболее акцептируемым станет именно описание действий и т.д.

Для каждого из типовых сценариев можно найти структурно-композиционные модели построения презентации, которые будут самыми эффективными в данной конкретной ситуации. Это может быть выстраивание презентационных слайдов в соответствии с модульным принципом, т.е. в виде последовательности сходных (однородных) компонентов, в которой порядок следования модулей определяется ситуацией, т.е. является взаимозаменимым. Для рассказа о каких-либо изменениях (проекта, ситуации, эволюции какого-то продукта и т.д.) может быть рекомендован хронологический принцип выстраивания последовательности презентационных слайдов.

Помимо ситуативно определяемых параметров презентации, в оформлении слайдов существует список общих правил и рекомендаций, которые должны учитываться автором при оформлении презентационных слайдов. Большинство этих правил определяют общие требования к объектам, которые размещаются на слайде, они не являются абсолютно обязательными к исполнению, по носят рекомендательный характер. К общим правилам оформления слайда могут быть отнесены следующие рекомендации:

1) в каждом слайде следует использовать только один тип выделения объектов, к которым должно быть привлечено внимание зрителя и слушателя, например цветом, возможностями акцентирования шрифта, анимационными эффектами;

2) в оформлении макета слайда действует принцип "троицы": на каждом слайде следует стремиться размещать не более трех значимых объектов, например три темы, три утверждения, три мысли, три тезиса и т.д. (следует также помнить, что заголовок слайда всегда является одним из маркированных объектов по определению);

3) следует всегда помнить, что для визуального восприятия информации использование схемы всегда будет предпочтительнее, чем размещение на слайде таблицы, а использование табличной формы представления информации воспринимается лучше, чем текст;

4) главную мысль каждого слайда следует поместить в заголовок;

5) при оформлении текста на слайде необходимо стремиться соблюдать стилевое единство гарнитуры шрифта; рекомендуемые типы шрифтов – это шрифт Arial, Arial Bold, Arial Black, Arial Narrow (или семейство шрифтов Tahoma), рекомендуемый размер шрифта, для того чтобы он был хорошо виден на экране, – 18–24 pt;

6) рекомендуемая длина строки текста на слайде – не более 45 символов;

7) при помещении на слайд текстовой информации необходимо также учитывать принятое в обществе направление размещения текста, например, для европоцентричных цивилизаций принята схема прочтения текста слева направо и сверху вниз, в отличие от письменных традиций Азии и Дальнего Востока;

8) при формировании последовательности смены слайдов рекомендуется придерживаться принципа ритмичности чередования информационных модальностей (например, положительно будет восприниматься последовательность слайдов, состоящих из слайда с текстовой информацией, еще одного слайда с текстом, за которым следует слайд с графической информацией, далее – опять слайд с текстом и т.д.;

9) для эффективного размещения на плоскости слайда самой важной информации необходимо также учитывать психофизиологические особенности зрительного восприятия информации, расположенной на двумерной плоскости, – основные и промежуточные центры внимания, которые характерны для этого вида прочтения информации (рис. 15.18);

10) при использовании в ходе презентации мультимедийных и (или) анимационных эффектов следует помнить, что физиология слуха человека не позволяет ему воспринимать смысл двух или более речевых сообщений, которые звучат одновременно (т.е. при демонстрации презентации со звуковым сопровождением выступающий должен планировать в своей речи соответствующие паузы);

11) звуковые эффекты могут использоваться в презентации очень ограниченно и только в случае необходимости их присутствия для достижения целей выступающего, при этом надо учитывать, что слишком громкий звук перестает восприниматься ухом человека, а разные музыкальные лады могут влиять на настроение слушателя (так, известно, что мажорная музыка тонизирует, а мелодичная – успокаивает и т.д.);

12) в определенных ситуациях предъявления презентации (чаще всего, когда презентация должна оказать желаемое воздействие на аудиторию, например представить в определенном свете какую-то рекламную информацию и т.п.) возможно использование ароматических эффектов, которыми может сопровождаться проведение презентации (например, известно, что запах лимона, жасмина, эвкалипта в помещении, где располагаются слушатели (зрители), усиливает концентрацию внимания аудитории, а запах сандала успокаивает и способствует расслаблению; запах мяты усиливает бдительность и т.д.);

13) рекомендуемое общее количество слайдов в презентации – не более 20-25.

Рис. 15.18. Кривая считывания информации на двумерной плоскости, основные и промежуточные центры внимания