Планирование — обязательная прелюдия к работе по написанию юридического текста
Приступать к написанию текста следует только тогда, когда уже существует схема документа, определены главные вопросы, которые необходимо рассмотреть, сформулированы основные тезисы и позиции по вопросу и определена аргументация и последовательность изложения. Для этого требуется составить план вашей будущей работы. Хороший план-проспект — это 80% успеха[1].
В большинстве случаев планирование должно быть обязательной прелюдией к процессу написания.
В. Странк. Элементы стиля
Существуют разные типы планов, которые зависят от степени проработанности нами вопроса.
Первый план, который нам обычно удается составить, когда мы приступаем к новой работе, возможно, кто-то даже не назовет планом. Это своего рода набросок будущего плана. Но он важен, поскольку позволяет зафиксировать на бумаге важные, принципиальные положения нашего будущего документа и менее значимые аспекты, которые, тем не менее, не должны ускользнуть от нашего внимания в дальнейшем. На этой стадии наши мысли могут быть никак не оформлены, совсем не структурированы или плохо структурированы.
Наш первый набросок может выглядеть бессистемно. Он отражает те соображения, которые подчас спонтанно появляются у нас по ходу исследования и продумывания вопроса. Например, один их первых набросков плана данной работы выглядел следующим образом[2]:
В центре располагается название работы. Затем, по мере появления различных идей, добавляются "ветви", идущие из центра. К ним "прикрепляются" вопросы, которые связаны с той или иной идеей, поддерживают или опровергают ее, выводят нас на смежные вопросы и т.д. Чем больше разветвлений, тем лучше. Важно, чтобы все, что вы хотите сказать в вашей работе, получило отражение в этой схеме.
Конечно, приведенный вариант схемы отнюдь не единственно возможный. Каждый может придумать собственное построение. Главное, чтобы вашу схему можно было продолжать бесконечно, чтобы она не была ничем ограничена ни сверху, ни снизу. Единственное, чем вы связаны, — это тема вашей работы.
Такая свободная форма планирования на начальной стадии работы имеет преимущества, поскольку она:
• не сдерживает нашу умственную работу, принуждая поместить тот или иной вопрос в конкретный пункт традиционного плана, и стимулирует, таким образом, творческий подход, свободный полет мысли;
• позволяет начать планировать работу на самой ранней стадии;
• облегчает начало работы, позволяя преодолеть так называемый страх перед "чистым листом бумаги";
• позволяет не потерять вопросы, которые, как кажется поначалу, не вписываются ни в одну из возможных структурных единиц документа, но могут оказаться важными в дальнейшем;
• позволяет лучше проследить взаимосвязи между разными вопросами, так как одна и та же идея часто возникает в разных контекстах;
• позволяет определить ключевые проблемы и выкристаллизовать главные вопросы;
• значительно облегчает составление детального плана- проспекта[3].
Сколько времени может занять составление такой схемы? Ответить на этот вопрос трудно, так как многое зависит от степени проработанности вами вопроса и от того, когда вы начали составлять схему. Это может быть полчаса, а может занять и продолжительный отрезок времени — неделю или больше, в зависимости от сложности и объема документа, над которым вы работаете, и количества времени, в течение которого вы занимаетесь исследованием вопроса.
К составлению традиционного плана можно приступать, когда вы собрали весь материал и вам хотя бы в общих чертах понятна последовательность изложения. Чем четче вы представляете себе структуру работы, чем детальнее ваш план, тем легче вам будет писать.
То, какой вид плана вы решили избрать, во многом зависит от вашего вкуса. Поэтому будете ли вы называть структурные единицы своего плана разделами, главами или просто пронумеруете их не принципиально. На начальной стадии вы можете просто составить перечень вопросов.
Составление плана — процесс, который также может иметь несколько этапов. Чем лучше вы ориентируетесь в вопросе, тем более детальным будет ваш план. Важно при этом начинать составление плана с вычленения основных вопросов, и от главного переходить к деталям. Ваша задача — изложить непростой, как правило, вопрос максимально сжато, четко, доходчиво, убедительно и логично. Ваш план должен отражать логику изложения. Ниже приводится один из промежуточных вариантов плана данной работы, который является более оформленным, чем первый набросок.
1. Что такое юридическое письмо
• Понятие и виды юридического письма
• Стиль. Ясность. Понятность. Эффективность. Простота стиля. Краткость
• Наши проблемы
2. Организация работы
• План
• Редактирование
• Несколько советов
3. Организация материала
• Структура (общие правила, письмо, мемо, заключение)
• Оглавление. Заголовки и др.
• Абзац
4. Поиск правильного слова
• Основные проблемы
• Многословие
• Особенности отбора слов в юридическом письме. Синонимы
• Юридическая терминология
• Канцелярит. Штампы и клише.
• Глаголы: активный или пассивный залог
• Предложение
5. Цитирование и ссылки
Отнеситесь серьезно к вашему плану. Он - ваш главный помощник в работе по написанию текста. Он поможет вам "превратить ваши бесформенные мысли в безупречную прозу"[4].