Планирование коммуникации
Понимание типов и доступных форм, особенностей целевой ситуации коммуникации, а также других аспектов, влияющих на коммуникацию, определяет принципы разработки общего коммуникационного плана (рис. 4.11).
1. Структурировать коммуникацию с позиции целей деятельности.
2. Найти "заголовок", отражающий ключевой момент сообщения или коммуникации.
3. Описать цели коммуникации, участников и заинтересованные стороны (кто, что, когда, где, почему) в аннотации из 3–5 пунктов.
4. При необходимости проанализировать детали и аргументы, раскрывающие суть коммуникации, и понять, какая дополнительная информация нужна для убеждения участников коммуникационного процесса.
Рис. 4.11. Пример инструментальной поддержки коммуникационного плана[1]
5. Понимать, что другая сторона процесса не видит ситуацию так же, как вы: другие цели и интересы по-другому расставляют
акценты и приоритеты. В этом процессе вы строите модель того, что должны знать "они" для принятия нужного вам решения. При построении модели коммуникации по такому принципу необходимо опираться на убеждения, анализ возможных целей и интересов другой стороны.
Эффективная коммуникация занимает центральное место:
• во взаимодействии заинтересованных сторон при согласовании целей и стратегий организации;
• в ведении переговоров, совещаний в ходе работы над совместными проектами, при согласовании бюджетов, временных и других ресурсов, при реализации как стратегических, так и тактических планов;
• в определении организационной модели исполнителей в проектах организации;
• в разрешении проблемных и конфликтных ситуаций.
Эффективность коммуникации в ситуациях со многими заинтересованными сторонами определяется рядом параметров:
• четкость – структуризация ситуации с использованием доступных средств (например, использование методологии stakeholders circle или других схемных методов, изложенных в этом учебнике, позволяет понять расклад сил, их влияние на достижение целей ситуации, составить временной план взаимодействия с заинтересованными лицами);
• мощность – определяется пониманием того, какая информация необходима, и просчетом возможных вариантов взаимодействия для достижения целей;
• доверие – коммуникация должна быть точной, своевременной и полной с максимальным исключением ошибочной информации и проявлений профессиональной некомпетентности;
• адекватность – в ходе коммуникации необходимо выбирать язык, средства передачи смысла, место, форму и другие инструменты коммуникации с учетом временных, ресурсных, культурных и когнитивных ограничений и особенностей участников процесса.
В современной теории и практике менеджмента наиболее релевантной является методология кругов заинтересованных сторон и ее инструментальные средства поддержки, она составляет основу для коммуникации в процессе целенаправленной деятельности. Описанные принцы позволяют идентифицировать все заинтересованные стороны с указанием области пересечения интересов (с какими целями, проектами организации пересекается область интересов того иного лица).
Структурируемая в ходе применения методологии информация о целях и интересах активных субъектов ситуации может быть положена в основу анализа проблемных ситуаций с использованием моделей и методов на основе когнитивных карт (гл. 2):
1) для анализа потенциальных конфликтов, возможных проблем из-за косвенного влияния на интересы других лиц;
2) мониторинга ситуации взаимовлияния сторон организации;
3) диагностирования факторов, влияющих на стратегические приоритеты.