Планирование качества
В ходе планирования определяются те стандарты качества, которым должен соответствовать проект, и определяются действия по обеспечению этих стандартов. Результатом планирования качеством является документ – план управления качеством. Он описывает, как команда проекта будет проводить политику качества в ходе реализации проекта.
Если проект реализуется действующей организацией, при планировании качества следует опираться на принятую в организации политику качества.
При отсутствии формализованной политики качества организации команда проекта должна разработать таковую для своего проекта. Эта политика должна соответствовать потребностям участников проекта и стейкхолдеров.
Особое внимание к планированию и обеспечению качества уделяется в так называемых "бездефектных" проектах, когда малейшее отступление от требований, например, надежности, может привести к сбоям в работе проектируемой системы и вызвать нежелательные последствия – а в худших случаях, привести к катастрофам и гибели людей.
При выборе методов достижения качества важным аспектом является планирование затрат на качество. Методы, которые используются при анализе и планировании затрат на качество, не отличаются от обычных методов, принятых при оценке эффективности проекта – чистой текущей стоимости, внутренней нормы доходности и дисконтированного периода окупаемости (см. гл. 5). Поскольку эти методы базируются на денежных потоках, для формирования этих потоков используется анализ затрат и выгод от улучшения продукции (Cost-Benefit Analysis – СВА).
Под затратами на качество понимаются затраты на действия, связанные с достижением необходимого уровня качества. Они включают в себя:
• стоимость работ по обеспечению соответствия;
• стоимость работ по устранению несоответствий (табл. 12.1).
Таблица 12.1
Затраты на обеспечение соответствия и устранение несоответствий требованиям
Затраты на обеспечение соответствия |
Затраты на устранение несоответствий |
Планирование |
Отходы |
Обучение персонала |
Переделки |
Эксперименты, исследования, бенчмаркинг |
Проведение новых исследований |
Контроль качества |
Рекламации |
Привлечение специалистов по качеству |
Возврат продукции |
Аудит качества и др. |
Гарантийное обслуживание и др. |
Следует понимать, что улучшение качества в перспективе приводит к снижению себестоимости продукции и к удешевлению проекта. Однако в краткосрочном периоде оно оборачивается дополнительными затратами (рис. 12.1).
При планировании качества инструментом оценки затрат, следовательно, является маржинальный анализ. В соответствии с ним рассчитывается ценность дополнительных доходов от улучшения продукции проекта и сопоставляется с ростом затрат на улучшение продукции. Точка, в которой эти разнонаправленные кривые будут пересекаться (рис. 12.2), является оптимальным уровнем затрат на качество для данного проекта.
Рис. 12.1. Краткосрочные и долгосрочные последствия деятельности по улучшению продукции и обеспечению качества
Рис. 12.2. Маржинальный анализ в планировании затрат на качество
Результатом планирования качества является план управления качеством (Quality Management Plan), который описывает систему качества проекта, т.е. организационную структуру, распределение полномочий и ответственности, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для обеспечения управления качеством.
В зависимости от масштаба проекта и его особенностей план может иметь разную степень детализации и формализации. В соответствии с требованиями ISO 9001:2000 он должен состоять из следующих разделов.
1. Ответственность руководства.
2. Обзор контракта.
3. Управление проектированием.
4. Управление документацией и данными.
5. Закупка.
6. Собственность заказчика.
7. Идентификация и прослеживаемость.
8. Управление производственным процессом.
9. Осмотр и испытания.
10. Измерительное и испытательное оборудование.
11. Несоответствующие изделия.
12. Дополнительные соображения.
Как и для других разделов плана проекта, подлежащих впоследствии контролю, при планировании качества внимание уделяется метрикам качества – численно измеряемым показателям, используемым для контроля за состоянием процессов управления качеством проекта. Команда проекта имеет достаточно высокую степень свободы в установлении этих показателей. Выбор метрики показан на рис. 12.3.
Рис. 12.3. Формирование метрик проекта
Наряду с общим планом управления качеством разрабатываются документы, определяющие шаги по совершенствованию процессов управления проектом (здесь проявляется процессная сущность как управления качеством, так и проектного менеджмента). К ним относятся:
• план совершенствования процессов (Process Improvement Plan) – описывает порядок улучшения процессов: границы процесса, его конфигурацию, выбранные для процесса метрики, направления повышения производительности процесса;
• контрольные списки качества (Quality Checklists) – описывают шаги, которые необходимо выполнить, обычно используются для повторяющихся операций.