Планирование исследования

Каждый из работающих людей неоднократно сталкивался с вводимыми руководством организаций изменениями в порядке работы, в структуре организации, в оплате труда. Часто такое нововведение основывается исключительно на индивидуальном видении ситуации, на собственном опыте, иногда на прочитанных где-нибудь книгах по менеджменту. Естественно, такие нововведения чаще всего неудачны. Через некоторое время организация возвращается к "дореформенному" состоянию. Да что там организация! Точно такие же мероприятия происходят на уровне регионов и государства в целом.

Конечно, автор этой книги считает себя реалистом и поэтому не пытается внушать руководству, что такой путь нововведений не имеет смысла. Моя надежда связана с новым поколением менеджеров, привыкших считать деньги, прежде чем приступить к какой-либо программе. Для таких руководителей более осмысленным путем может стать путь проведения локальных экспериментов на ограниченном числе подчиненных. Эксперимент позволяет получить достаточную информацию о перспективности более обширных новшеств. Но для проведения эксперимента как минимум надо кое-что знать о такой процедуре, как планирование эксперимента. Иначе, даже считая, что проводишь эксперимент, можно на самом деле ничего не провести и осмысленных результатов не получить.

Одна из наиболее известных классификаций исследовательских планов принадлежит Д. Кэмпбеллу (1980). Ее достоинством является плавный переход от самых простых исследовательских схем к наиболее сложным экспериментальным планам. Этот исследователь построил своеобразный мост из набора планов, которые он назвал квазиэкспериментальными.

Итак, важно знать, что есть эксперименты, квазиэксперименты и доэкспериментальные формы исследования. Остановимся для начала на последних.

Доэкспериментальные планы

1. Исследование единичного случая.

Предполагает однократное исследование на единственной группе, подвергаемой воздействию. Введем некоторые символические обозначения:

Схема исследования

Х О,

где X – присутствие какого-либо свойства или воздействия; О – некая исследовательская процедура.

Такого рода исследования имеют место, часто их описание фигурирует в мемуарах крупных менеджеров в разделе "Мои успехи". Однако пристальный анализ таких успехов приводит к заключению, что, скорее всего, в них успеху помог случай. Такие описания не представляют научной ценности. Такой план может служить лишь иллюстрацией начала исследовательского отношения к сфере управления.

Ценность таких описаний появляется лишь в том случае, когда результаты исследования сравниваются с другими событиями. В этом случае вывод часто основывается на предположении о том, какими были бы данные, если бы не было X.

Часто они представляют собой унылое нагромождение конкретных деталей и измерений, причем точность достигается не там, где надо.

В последние годы интерес исследователей к изучению единичных случаев значительно возрос. В значительно большей степени стали цениться полномасштабные и разноплановые описания конкретных случаев (case study). Сфера их применения чрезвычайно широка, например обучение менеджеров, оценка менеджерской компетентности, разбор обоснованности принятых решений. Порой, полное описание случая, включающее десятки приложений о финансовом состоянии фирмы, текучести кадров, особенностях используемой технологии, других статистических данных, занимает сотни страниц. Сама разработка кейсов для обучения стала отдельной отраслью дидактики.

2. План с предварительным и итоговым измерением на одной группе.

Схема исследования

О1 Х О2.

План второго типа часто приводится в качестве "дурного примера" для иллюстрации влияния дополнительных факторов на результат исследования. Чаще всего таким фактором может быть фон, т.е. влияние внешней по отношению к исследуемому объекту среды. Чем больше времени прошло между двумя измерениями, тем влияние фона значительнее. Не менее частым может оказаться влияние фактора "естественное развитие", предполагающего любое физиологическое или психическое изменение участников исследования. Например, результаты исследования отношения сотрудников к перерегистрации организации, совпавшее по времени с изменением законодательства, может резко изменить результаты.

На результаты оказывают влияние анонимность исследования, возрастающая осведомленность о том, какой ответ более приемлем. Процесс исследования может оказаться больше стимулом для развития, чем собственно измерением. Так, оценка деловых качеств сотрудников сама по себе может привести к повышению их деловой активности.

3. Сравнение статистических групп.

Это план, где для установления эффекта от воздействия фактора X, группа, подвергавшаяся воздействию X, сравнивается с группой, не испытавшей такого воздействия:

Например, сравнение отделов, где управление требует звания магистра, с теми отделами, где нет такого требования. Здесь может не быть каких-либо формальных средств, подтверждающих эквивалентность отделов с руководителями-магистрами и отделов с руководителями без званий.

Может, например, различаться способ отбора новых сотрудников в эти отделы. Может сказываться эффект увольнения сотрудников. Или, например, вновь поступившие на работу девушки могут оказаться не так красивы, как уволившиеся лишь потому, что более красивые вышли замуж за предпринимателей и перестали работать.

Результаты исследований, проведенных по описанным выше доэкспериментальным планам, достаточно неоднозначны. Тем не менее по таким результатам руководители часто пытаются делать далеко идущие выводы.

Экспериментальные планы

С начала XXI в. исследователи начали активно использовать контрольные группы. Практически не осталось ни одной сферы знания, где за век не были бы проведены эксперименты такого рода. В социальных исследованиях группы испытуемых старательно разделялись на несколько частей, замерялись их свойства, затем составы групп подравнивались так, чтобы добиться относительной эквивалентности. В экспериментальных группах производилось требуемое воздействие, затем снова осуществлялся замер требуемого параметра, например производительности труда, результаты сравнивались и затем делались выводы.

Одним из важнейших отличий современных исследований стало использование рандомизации (от англ. random – случайный) – средства борьбы с неосознанным влиянием на результаты самого исследователя. Рандомизация предполагает случайный подбор испытуемых в экспериментальные и контрольные группы, случайный выбор того, какая из групп будет экспериментальной, случайный порядок воздействия на членов экспериментальной группы.

Здесь мы приводим схемы таких экспериментов вкратце, так как все же в реально работающей организации такое исследование провести сложно.

4. План с предварительным и итоговым измерением и контрольной группой.

Схема исследования

где R – процедура рандомизации.

Сложнее всего решается вопрос с рандомизацией испытуемых, поскольку она предполагает случайный выбор сотрудников из действующего подразделения.

5. План Соломона для 4 групп.

где R – рандомизация; О – оценка; X – воздействие.

Можно оценить сложность реализации такой схемы. Исследователь обязан случайным образом решить, кому из сотрудников будет предъявлен экспериментальный материал, кому он не будет предъявлен, чья деятельность или отношение к происходящему будет измерена один раз, а чья – дважды. При этом слово "решить" является по сути неверным, так как исследователь должен использовать процедуру выбора, не зависимую от его воли, например вытягивать листочки с фамилиями из шапки или использовать таблицу случайных чисел.

6. План с контрольной группой и тестированием только после воздействия.

Этот план реализовать легче, чем предыдущий. Здесь достаточно случайного распределения сотрудников по группам и случайного порядка экспериментальных воздействий и измерений. Например, в условиях недостаточной загрузки сотрудников мы хотим оценить возможности выполнения ими дополнительных функций безотносительно к их уровню квалификации. Мы можем поручить им реализовывать эту функцию, случайно выбрав сотрудников по общему списку и затем проведя интервью об сложностях и преимуществах этого нововведения.

Истинные экспериментальные планы чаще всего осуществимы в так называемом лабораторном исследовании, когда исследователь в состоянии добиться полной замены всех экспериментальных условий в каждой серии исследования. В жизни, вне стен лаборатории так бывает очень редко. Поэтому наиболее реальной в организации является постановка исследования по плану квазиэксперимента.