Планирование инноваций во взаимодействии с внешней средой
Любая фирма, будучи субъектом рыночных отношений, взаимодействует с другими субъектами микросреды: поставщиками, посредниками, конкурентами, потребителями и т.п. Поставщики, обеспечивая производителя сырьем, материалами, трудовыми ресурсами, одновременно являются и источником инновационных идей и ставят инновационные возможности производителя в зависимость от своей инновативности.
При выработке стратегии взаимоотношений с поставщиками фирма-производитель обычно преследует следующие цели: снижение степени зависимости от поставщика; обеспечение быстрого своевременного доступа к продуктовым инновациям поставщика; получение гарантии высокого качества поставляемого сырья и оборудования. Зависимость от единственного поставщика узкоспециализированного оборудования или компонентов обычно ставит производителя в экономически невыгодное положение: поставщик имеет возможность диктовать свои условия. Чтобы избежать этой проблемы, производитель может предпринять следующие меры:
- избрать стратегию, обеспечивающую связи с несколькими поставщиками необходимых компонентов;
- использовать в производстве единые с конкурентами стандарты компонентов и оборудования, что превращает поставщиков в механизм "трансфера новых технологий" от одного производителя к другому.
Университеты, научные лаборатории и другие научные организации являются источником научно-технических знаний и инкубатором ценных специалистов, как для самих фирм-производителей, так и для остальных рыночных субъектов. Заключение договоров о сотрудничестве и кооперации, предоставление производственного и лабораторного оборудования для проведения университетами необходимых исследований, предоставление рабочих мест для молодых специалистов, финансирование венчурных университетских фондов - лишь некоторые меры по обеспечению эффективного взаимодействия производителей с научно-техническими организациями с целью оптимизации инновационной деятельности.
Потребители, будучи конечными пользователями продукта, одновременно представляют ценный источник инновационных идей для производителя. Производителю очень важно с маркетинговой точки зрения сохранять приверженность и лояльность потребителя к своей продукции, что может быть гарантировано только за счет высокой инновативности производства и маркетинга. Для достижения поставленных задач фирма должна:
- обеспечить обратную связь с покупателем путем создания потребительских центров, сервисных центров, проведения опросов и т.д.;
- создать заинтересованность потребителя в новом товаре на стадии его разработки.
И наконец, конкуренты также заинтересованы в эффективности инновационной деятельности и соответственно претендуют на те же источники инновативности. Основываясь на утверждении, что конкуренция возникает не па конечной стадии коммерциализации нового продукта, а сопутствует всем этапам разработки и создания новинки, можно предположить, что на каждом этапе компании следует выбирать ту или иную стратегию поведения по отношению к конкурентам. В зависимости от возможностей фирмы, ее инновационной стратегии, типа товара или услуги и этапа жизненного цикла новинки компания может придерживаться следующих инновационных конкурентных стратегий: блокирование, опережение, кооперация.
Стратегия блокирования может быть использована, когда компания уже выпустила новый товар на рынок к стремится продлить период получения максимальных прибылей путем блокирования доступа конкурентов на данный рынок. Ограничить доступ конкурентам можно использованием на каждой стадии создания нового товара уникальной технологии и ноу-хау, которых нету конкурентов, и закрытием доступа к данной информации.
Стратегия опережения предполагает планирование инновационной деятельности на основе принципа перманентности инноваций. Компания должна быть настолько инновативна, чтобы иметь возможность разрабатывать и выводить на рынок новую продукцию быстрее конкурентов.
Стратегия кооперации представляет собой полную противоположность стратегии блокирования. Вместо того чтобы предотвратить проникновение конкурентов на рынок, компания стимулирует их выход на новый рынок. Это делается с целью установить определенный технологический стандарт. Распространяя лицензии на использование новой технологии, новатор активизирует инновационную активность других фирм.