Планирование как функция менеджмента
Планирование является одной из функций редакционного менеджмента, рассматриваемого в двух аспектах: как управление редакционным коллективом и как управление творческим процессом сбора, обработки и транслирования журналистской и иной информации. Помимо функции планирования (установление целей и разработка стратегии, необходимой для достижения этих целей), в менеджменте также выделяют следующие функции:
– организации (определение особых действий и ресурсов, которые будут необходимы для воплощения разработанного плана действий, а также принятие решений о распределении полномочий, обязанностей и ответственности);
– руководства (сообщение другим, в чем состоят их обязанности по выполнению плана, а также обеспечение организационного окружения, в котором работников побуждают исполнять обязанности лучше);
– контроля (направляющая, наблюдательная и регулирующая деятельность, нацеленная на то, чтобы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами редакции).
Все перечисленные выше функции важны и действуют одновременно, по следует отметить приоритетность той или иной функции на разных уровнях менеджмента – высшем, среднем или первом.
Высшие менеджеры (главный редактор, генеральный директор, исполнительный директор, заместители) занимаются прежде всего планированием, менеджеры среднего звена (заведующие отделами или кураторы направлений) – контролем, менеджеры первого звена (руководители секторов, творческих групп) – руководством на местах; неуправленческие служащие (корреспонденты, работники технической, рекламной служб, служб распространения и др.) – самоуправлением. Так, при организации процесса выпуска СМИ редакторат занимается прежде всего долговременным планированием, секретариат и отделы организуют и контролируют собственно процесс выпуска, а для журналистов, возглавляющих творческие группы, главным становится эффективное руководство коллегами (фотокорреспондентами, операторами и др.) в целях подготовки качественной публикации.
Стратегическое планирование предполагает создание общего всестороннего плана развития редакции как субъекта хозяйствования в течение продолжительного периода времени (например, пятилетнего плана).
В свое время газета "Коммерсантъ", переходившая с еженедельного на ежедневный выпуск, обратилась к читателям со следующими словами: "''Коммерсантъ-DAILY” намерен в совершенно явной форме сообщить читателям, какие обязательства берет на себя газета. Эти обязательства мы представляем в двух формах: как “гарантированные темы” и как “циклические публикации”.
“Гарантированные темы” – это события, о которых газета обязательно пишет во всех случаях, когда они происходят. Поскольку газета о них пишет обязательно, их список весьма пространен и подробен. Не удивляйтесь, если вы не найдете в этом списке чего-то важного: это вовсе не значит, что газета не будет писать на темы, не вошедшие в список. Это значит только то, что мы не можем обещать читателям стопроцентного охвата событий этого ряда – и потом будем писать о тех из них, которые сочтем в наибольшей степени заслуживающими внимания.
Поскольку в списке “гарантированных тем” часто встречаются ссылки на “организации и персоны, включенные в ньюсмейкерские списки”, эти списки мы тоже публикуем. Ньюсмейкер (которого с некоторой натяжкой по-русски можно назвать “делателем новостей”) – это структура, организация, фирма и человек, которые определяют погоду в своей сфере и, таким образом, влияют на жизнь всех прочих структур, организаций, фирм и людей. Ньюсмейкерские списки составлены экспертами всех отделов “Ъ" на основе их опыта общения с миром политики, бизнеса, культуры и прочими мирами".
В списке тем были представлены 22 раздела: и законодательная и исполнительная власти, и негосударственные экономические институты, и частный сервис, и "непредсказуемые события". Они были конкретизированы в списке ньюсмейкеров, в котором, кроме организаций, фигурировали и частные лица – выдающиеся россияне из самых различных сфер деятельности, независимо от их политических пристрастий. Кроме того, под заголовком "Циклические публикации" редакция опубликовала обязательный набор обзоров ("Их график определен, утвержден, внедрен в сознание редакции и подлежит изменению только в случае возникновения необходимости во введении нового обзора или исчезновения старого. За каждой из циклических (ежедневных, еженедельных, ежемесячных) публикаций закреплено постоянное место на определенной странице газеты").
Таким образом, уже в пилотном номере редакция "Коммерсанта" показала, что берет на себя инициативу формирования собственного читателя, целевую группу воздействия, тем более что за плечами уже был опыт выпуска совершенно необычной для России еженедельной газеты, имевшей к тому времени немало приверженцев. Через пять лет эксперты международной исследовательской сети Gallup Media Russia так напишут о читателях "Коммерсант-Daily": "...Постоянная читательская аудитория Daily в Москве в основном состоит из людей наиболее социально активной возрастной группы – от 25 до 34 лет. <...> Кроме того, среди читателей Daily, в отличие от других ведущих изданий, почти в 2,5 раза больше людей с высшим образованием (его имеют свыше 75% читателей Daily). Почти в 3 раза больше – читателей с высоким уровнем доходов, в 2,5 раза – владельцев и совладельцев собственных фирм и в 3 раза – руководителей"[1]. Несомненно, что эта систематизированная информация оказалась полезной для всех адресатов маркетинговых коммуникаций, влияющих на достижение редакцией успеха на рынке, – сотрудников редакции, служб распространения (маркетинговых посредников), контактной аудитории (органы государственного управления, общественные организации и др.), партнеров.
Основательность организации работы редакции определяется тем, насколько серьезно в ней поставлено планирование – первый из методов управления редакцией. Производственно-творческий и индивидуально-коллективный характер журналистского труда определяет специфику подготовки и реализации планов. В процессе планирования принимает участие каждый творческий работник, поскольку любой долговременный редакционный план строится на основе планов всех отделов и всех сотрудников, в них входящих.
Стратегическое планирование хорошо работает в условиях стабильной, четко формализуемой и прогнозируемой среды. Для СМИ это означает наличие основательной правовой базы, закрепляющей взаимоотношения владельца, учредителя, издателя, главного редактора и рядовых членов производственно-творческого коллектива, каковым и является редакция (свидетельство о регистрации СМИ, устав редакции, коллективные и индивидуальные договоры-контракты), а также некой редакционной концепции (модели).
Стратегическое планирование, характерное для СМИ как для субъекта рынка, подкрепляется долговременным (долгосрочным) планированием информационно-творческой деятельности этого СМИ в виде перспективных тематических планов – месячных, квартальных, полугодовых и годовых.
Долгосрочный тематический план составляется на один год и обязательно учитывает стратегию (миссию) редакции. Рассматриваемый как инструмент управления, этот план может предусматривать и нововведения, возможно требующие времени и каких-то организационных изменений. Годичный тематический план включает перечень основных тем, подкрепленных системой рубрик, и перечень отделов, отвечающих за освещение той или иной темы.
В крупных редакциях – федеральных, краевых, областных – ежедневных газет целесообразно использовать сетевые графики, которые составляются сроком либо на квартал, либо на один месяц. Такой сетевой график может издаваться в виде плаката и вывешиваться в секретариате и в каждом отделе редакции. В каждой редакции он имеет свое ОГЛАВЛЕНИЕ и свой внешний вид, но основные разделы всегда присутствуют, а именно: тематика (рубрики), публикации определенных объемов и их распределение по дням недели и полосам. В более подробных сетевых графиках указываются также названия отделов, фамилии корреспондентов, ответственных за подготовку публикаций, и даже жанры публикаций.
Оперативное планирование осуществляется на основе недельных планов и планов отдельных номеров. Хорошо поставленное недельное планирование позволяет иметь полную папку запаса материалов, которые можно заранее анонсировать, тем самым обеспечивая читательское ожидание и читательский интерес. К тому же достаточный запас материалов всегда приводит к здоровой конкуренции между журналистами: ведь секретариат выбирает то, что будет соответствовать повестке дня и привлечет внимание читателя (тема, проблема, сюжет, язык, видеоряд и др.). Детально проработанный план выпуска – это предпосылка хорошего оригинал-макета, дизайн которого может выступить в качестве тонкого инструмента комментария.
Процесс планирования включает регулярные производственные совещания. К их числу относятся планерка и летучка, на которых обязаны присутствовать представители редактората, руководители отделов, ведущие обозреватели и дежурный номера. В конкретной редакции эти формы работы могут быть организованы по-разному. Планерка в редакции ежедневной, трехразовой или еженедельной газеты проводится еженедельно. Ее ОГЛАВЛЕНИЕ составляют обзор вышедших за прошедшую неделю номеров и планирование номеров текущей недели (здесь же осуществляется детальное оперативное планирование следующего номера). Обзор номеров проводит дежурный по последнему номеру, вышедшему на прошлой неделе. Такой обзор, являясь жанром медиакритики, может быть посвящен любым вопросам, которые возникают в связи с выпуском редакционной продукции. Номер рассматривается в нескольких аспектах: как единство публикаций номера, публикаций конкретных отделов, а также как единство страниц газеты. Обозреватель выделяет наиболее интересные публикации с точки зрения их соответствия направленности СМИ, фактов, стиля и т.д., оценивает видеоряд и дизайн в целом, указывает на публикации, которые не соответствуют уровню издания, говорит о проблемах, которые возникли при выпуске. Планерка не должна продолжаться более часа. Обязательно нужно вести протокол заседания с описанием его хода и принятых решений.
Летучка проводится в день планирования очередного номера. В редакциях некоторых ежедневных или трехразовых газет проводятся планерки-летучки; в редакциях еженедельников летучки проводятся по мере надобности. ОГЛАВЛЕНИЕ летучки определяется насущными производственными проблемами.
Стратегическое планирование, по сути, представляет собой процесс моделирования редакционной деятельности. Модель каждой конкретной газеты может иметь свои особенности, но чаще всего она состоит из нескольких частей:
– описания внутренней структуры (тематики) издания;
– сетевого графика;
– руководства по дизайну газеты;
– организационной модели.
Начиная с середины 1960-х гг. в передовых редакциях советских газет разрабатывались композиционно-графические модели (КГМ) с описанием внутренней и внешней формы периодического издания, дополнявшиеся инструкциями по организации выпуска. Представление содержания неизбежно связано с процессом его оформления, и известный теоретик и практик газетного дизайна И. Н. Табашников выделял два качественно различающихся между собой уровня моделирования и две разновидности модели – описательную и физическую: "Описательная модель – это свод правил, в которых закреплена система композиционных и графических характеристик газеты. В редакционной практике этот свод правил часто оформляется в виде памяток для сотрудников газеты. Физическая модель тоже представляет собой систему композиционно-графических характеристик газеты, однако закрепленную в графике публикации постоянных разделов, в расписании шрифтов и других графических элементов и комплекте стандартных макетов различных полос, на основе которых ведется выпуск газеты"[2]. В настоящие время подобные модели уже не мода, а технологическое требование, ведь, например, оформительский стиль – это не только эстетическое понятие, но и конкретный компьютерный термин. Стиль разрабатывается для издания в целом, для каждой полосы, тематической страницы или подборки в отдельности и осуществляется поэтапно: моделирование групп оформительских элементов; систематизация и унификация оформления всех тематических объединений материалов; комплексная разработка модели издания[3].
Если в секретариате пришли к пониманию того, что "лицо" их издания требует обновления, а компьютерная технология верстки сама по себе не дает преимуществ дизайнерам без объединения различных приемов оформления в систему, значит, настало время заняться практическим моделированием. С чего начинается процесс моделирования?
Как правило, для проведения комплексного анализа внутренней и внешней структуры издания создается творческая группа. Выбираются самые опытные журналисты, умеющие одинаково хорошо работать в различных жанрах, владеющие мастерством редактирования, макетирования, планирования, знающие до тонкостей процесс выпуска газеты. Такие группы, занимающиеся анализом содержания и формы издания, мнений ее читательской аудитории, возглавляют ответственные секретари или их заместители. Ведь секретариат – штаб редакции, где сходятся все нити по управлению коллективом, куда идут с идеями и находками, в том числе с предложениями о резервах повышения эффективности издания, одним из которых и является моделирование.
Тематическая модель периодического издания во многом определяет его эффективность, действенность и популярность. Внутренняя структура издания должна отражать цели и задачи СМИ, связанные прежде всего с характером аудитории, жанровой палитрой, стилем, языком, географией материалов, специфическим оформлением и даже авторским составом. Научно разработанная модель – залог конкурентоспособности газеты.
При комплексной разработке модели первостепенное внимание уделяется системе рубрик, потому что сама рубрика – явление комплексного характера. Кроме ритмичного ведения определенной тематики рубрика "обеспечивает регулярное появление определенных жанров, которые ей присущи, определенных авторов, ведущих рубрику, определенных географических источников и т.д."[4]. Постоянство рубрик в периодическом издании – залог того, что оно имеет свои темы, своих авторов, индивидуальный облик, т.е. продуманные концепции содержания и формы. Рубрики отражают тематику и проблематику газеты; именно система рубрик – постоянных, пульсирующих, рубрик кампаний и др. – выявляет типологию издания, его позицию, его оригинальность[5]. "Модель основывается на графике публикации главных разделов и рубрик, называемом в практике сетевым. В сетевом графике частично фиксируется структура издания, которая представляет собой размещение основных разделов и рубрик по номерам и в отдельном номере. То обстоятельство, что в графике публикации основных разделов и рубрик в самом общем виде воплощается структура издания, и определяет значение этой части модели: именно здесь отражена внутренняя форма, связь с ОГЛАВЛЕНИЕм издания"[6]. Творческая группа проводит анализ жанров материалов, собственных публикаций и тех, что пришли из информационных агентств, фотоиллюстраций (жанры, размеры, количество). Эксперты изучают язык, стиль заметок, корреспонденций, статей, обращают внимание на то, как корреспонденты работают с фактом.
При анализе рубрик необходимо обращать внимание на рубрики-однодневки, на рубрики, дублирующие друг друга или появляющиеся в разных вариантах. Затем "группа моделирования" может провести их чистку, отказавшись от устаревших, редактируя неудачные, вводя новые. После этого составляется список всех рубрик, с которым необходимо ознакомить всех творческих работников редакции. Поправки, предложения обсуждаются на заседании группы, после чего сводная таблица направляется в каждый отдел редакции. Таблица, с которой можно ознакомить и наиболее активных авторов издания, состоит из трех разделов: "Общие рубрики", "Рубрики отделов", "Рубрики тематических страниц" (под каждым из разделов оставляются свободные места для рубрик новых кампаний). Все рисованные рубрики и заставки, отпечатанные на отдельном листе, с общей таблицей рубрик, годовыми графиками передовых статей, тематических страниц, постоянных подборок, схемой географии материалов и командировок могут расположиться на специальном стенде оперативного управления в секретариате редакции. Система этих таблиц и графиков и будет представлять собой часть тематической и организационной моделей редакции.
Для читателя имеет значение количество материалов на полосе и в номере: ведь от этого зависит информативность издания. Причина введения в некоторых редакциях лимита на максимальный объем публикации ясна: чем больше публикаций различных размеров, тем меньше "воды" в текстах, тем больше охваченных тем, проблем, жанров, что позволяет и дизайнерам делать верстку динамичней.
Если в редакциях используют такую форму подачи материалов, как тематические страницы, то следует определить их количество и периодичность и закрепить их за определенными полосами. При этом не рекомендуется слишком увлекаться выпуском тематических страниц. Казалось бы, от "концентрированности" содержания и оформления выигрывает читатель (яркость и оригинальность внутреннего и внешнего облика спецвыпусков оптимизируют восприятие). Однако, во-первых, для какой-то части читателей "пропадает" целая газетная страница, поскольку тематические страницы ориентированы на определенный сегмент аудитории. А во-вторых, это создает дополнительные трудности в организации работы редакции, так как приходится закреплять за каждым отделом две-три тематические страницы и несколько постоянных тематических подборок. Поскольку отдел поставляет и плановую, и оперативную информацию, его сотрудникам становится трудно приготовить все материалы спецвыпусков качественно и в срок. Секретариат ждет тексты и иллюстрации на целую полосу (того требуют традиции и сетевой график), отдел также заинтересован сдать в номер как можно больше строк (того требует система редакционного соревнования) – в результате читателю нередко предлагается недоброкачественная тематическая страница. Наконец, наличие в номере целевой полосы, требующей особого оформления, всегда осложняет процессы верстки и возможной оперативной переверстки.
Опыт показывает, что повышение эффективности содержательной и оформительской моделей возможно лишь при улучшении организации труда всего редакционного коллектива, и потому секретариат должен разрабатывать организационную модель, включающую следующие разделы:
– общие данные;
– схема структуры редакции;
– служебные обязанности;
– порядок сдачи материалов в секретариат и инструкция по работе с оригиналами;
– порядок макетирования полос;
– нормативы читки, правки и сверки полос номера корректорами и дежурным по номеру;
– формы коллегиальной работы;
– примеры планов и порядок их сдачи;
– расценки гонораров.
К общим данным относятся периодичность, формат издания, объем, вид печати и т.д.; служебные обязанности – это должностные инструкции, которых должны придерживаться работники редактората и секретариата, заведующие и корреспонденты отделов, сотрудники на гонораре, фотокорреспонденты, художники, корректоры, выпускающие, дежурный по выпуску номера, ведущий номера и др.
Из опыта организации работы СМИ за рубежом
"Вести" – ведущая и единственная ежедневная израильская газета на русском языке, основанная в 1992 г. коллективом газеты "Время"[7] в составе концерна "Едиот ахронот". Согласно результатам опроса Инсти
тута "Мутагим", 80% русскоязычных израильтян считают, что речь идет о ведущем печатном издании на "русской улице", а 87% рекламодателей в русскоязычной прессе размещают рекламу именно в "Вестях".
Говорит ответственный редактор "Вестей" Лазарь Данович:
"Издание является самой большой ежедневной газетой на русскоязычном пространстве за пределами бывшего СССР. В настоящее время газета выходит каждый день, кроме пятницы и субботы. Газета в будни печатается на 24 полосах, в четверг – иа 220 (плюс еженедельные журналы). Дополнительно к основной “тетрадке” у нас выходит целый десяток приложений, а также региональные выпуски для центра, севера и юга страны. При этом легальные (по договорам) перепечатки составляют самую малую часть. Зато все остальное – публикации собственных корреспондентов, редакторов, внештатных сотрудников и постоянных авторов. Приложение "Ветеран” посвящено фронтовикам. Это в основном воспоминания о войне, новости из жизни ветеранов (в Израиле проживает около 17 тысяч участников Великой Отечественной войны). Приложение “Вести-2” – серьезное аналитическое издание, которое иногда представляет стержень, костяк всего набора в конце недели. “Окна” – культурологическое приложение. Есть в “Окнах” юмористический раздел “Форточки”.
Мы также выпускаем полноценные журналы, которые вкладываются в каждый номер основной газеты. Их можно приобрести в розницу, но читателям “Вестей” они достаются бесплатно. Журнал “Шарм”, собирающий больше всего рекламы, – издание для женщин. “Мир путешествий” рассказывает обо всем, что связано с туризмом, “Оптима” – о здоровье и обо всем, что связано со здоровым образом жизни, “Дело вкуса” – о том, что связано с питанием, “Новинка” – это путеводитель в мире покупок.
Бумажной прессе не стоит конкурировать с интернет-сайтами в части оперативной подачи новостей – все равно уступит. Нынешний достойный и исключительный удел газеты – комментирование события, публицистическое осмысление, эмоциональная оценка, прогнозирование и приглашение к дискуссии. Кстати говоря, именно это “Вести” и считают своими козырями, бьющими карты всех остальных израильских русскоязычных изданий, которых в стране не один десяток. Хотя мы все же были и остаемся сторонником “комплексного обслуживания”: у медиа обязательно должна быть и бумажная, и электронная версии.
По тиражу “Вести” традиционно сохраняют в стране третье или четвертое место после ивритоязычных “Едиот Ахроиот” и “Маарив”, иногда сравниваясь, иногда опережая “Гаарец”. Этот тираж более чем в два раза выше среднего тиража остальных “русских”. На обоих языках есть газеты с микроскопическим тиражом, есть газеты со средним тиражом, есть газеты с близким к нашему тиражом, но “Вести” – это газета, которая есть фактически в каждом доме новых репатриантов и русскоязычных старожилов.
Периодичность газетных и журнальных приложений зафиксирована в сетевом графике – выход либо в первую, либо во вторую + третью + четвертую недели. У “Новинки” периодичность плавающая: она выходит, если на месяц выпадает пятая неделя. У приложений нет отдельных редакций – они готовятся действующими журналистами и редакторами (всего 22 творческих сотрудника; с техническим персоналом и сотрудниками отделов рекламы и распространения около 60). Плюс собкоры на местах, ведь, как уже было сказано, еще выходят региональные приложения “Вести-Иерусалим”, “Вести-Юг”, “Вести-Хайфа” с местными новостями и местной рекламой.
Рабочая неделя начинается в воскресенье, планерка проводится во вторник вечером, когда обсуждаются планы полос большой газеты и приложений. Каждый редактор – одновременно ответственный секретарь, занимающийся и планированием, и макетированием своих номеров.
Тематическая модель сложилась давно. Полоса – это суперрубрика; первые три полосы большой газеты сугубо новостные, остальные – со своей тематикой и проблематикой. Гонорары выплачиваются пословно, хотя возможны и индивидуальные подходы: например, повышенные гонорары предусмотрены для парламентских корреспондентов и аналитиков, репортеров и военных корреспондентов. Применяем также практику фиксированных гонораров.
Издания распространяются в основном в розницу – подписываются либо люди, которым трудно добираться до киосков, либо организации и учреждения. Зарабатываем главным образом на рекламе, в рамках концерна “Едиот ахронот” существуем как ООО, отдел с ограниченной ответственностью. В большинстве экономических, хозяйственных, кадровых вопросов “Вести” фактически самостоятельны, в тематических и творческих – независимы абсолютно. Очень сильно теснят бесплатные газеты, но это общеевропейская тенденция".
Должностные обязанности должны конкретизироваться в связи с типологической направленностью издания, но можно предложить некий усредненный вариант их описания.
Главный редактор обеспечивает выполнение текущих и перспективных редакционных планов, а также решений редакционного совета; распоряжается имуществом редакции, включая денежные средства; заключает от имени редакции договоры, соглашения, обеспечивает их выполнение; назначает и освобождает в установленном законом порядке руководителей структурных подразделений и других творческих сотрудников редакции; утверждает структуру редакции, ее штатное расписание; совместно с редсоветом, руководствуясь нормами действующего законодательства, решает вопросы оплаты труда, режима работы, социального обеспечения и социального страхования членов трудового коллектива; определяет служебные обязанности работников редакции, условия их найма и размер заработной платы; представляет редакцию в отношениях с предприятиями, организациями и учреждениями, а также государственными органами как в нашей стране, так и за рубежом в пределах компетенции, предусмотренной уставом редакции; отвечает за соответствие действительности публикуемых в газете сведений.
Слово "редактирование" в переводе с латинского (redactus) означает "приведенный в порядок". Действительно, главное для редактора – упорядочивать всю деятельность редакционного коллектива, включающую и собственно творческий процесс сбора, обработки и транслирования информации, и тем самым добиваться решения определенных идеологических и экономических задач. Деятельность газетного редактора признается эффективной, когда результаты журналистского труда – индивидуальноколлективного и производственно-творческого по своему характеру – находят отражение в целостной законченной системе (например, в годовой подшивке издания), в которой каждый номер и каждое отдельное произведение соответствуют определенным нормам, т.е. профессиональным и этическим стандартам, и адекватно воспринимаются целевой аудиторией. Это возможно лишь при условии, что деятельность самого редактора отвечает ряду критериев и прежде всего носит ярко выраженный программно-творческий характер.
Создавая оптимальную модель управления, редактор становится проектантом, в том числе конструктором будущей информационной продукции. Важно в этой модели выделить сферы, где роль главного редактора проявляется в большей степени. Их четыре.
1. При обдумывании миссии СМИ, информационной политики, концепции издания, кадрового обеспечения важно понимание сути журналистики как духовно-практической деятельности во всех ее проявлениях (тогда мы говорим о "чутье редактора", редакторском таланте, подобном таланту Алексея Аджубея в "Известиях", Егора Яковлева в "Общей газете", Михаила Ненашева в "Советской России").
2. При реализации концепции издания редактор отвечает за организацию редакционно-издательского процесса, передавая ряд функций (прежде всего контрольно-аналитических) своим заместителям, ответственному секретарю, заведующим отделами, работающим непосредственно с текстовыми и иллюстрационными оригиналами, из которых создаются оригинал-макеты полос будущих номеров газеты.
3. PR-деятельность редактора предполагает налаживание внешних и внутренних связей с общественностью, т.е. с учредителем, властными структурами, общественными организациями, партнерами и коллегами.
4. В современных рыночных условиях действия редактора при решении многих, в том числе информационных, задач должны носить системный характер, что особенно важно в маркетинговой деятельности, проявляющейся в нацеленности на создание конечной информационной продукции, соответствующей потребительским запросам читателя.
Комплексность решаемых задач диктует и особое сочетание профессиональных, социальных и личностных качеств главного редактора СМИ. И главное из них – универсальность. Современный главный редактор должен быть одновременно журналистом-профессионалом и специалистом-менеджером, управляющим экономикой и стратегией развития СМИ. Λ это предполагает наличие комплекса знаний, навыков и умений: концептуальное, аналитическое, административное, коммуникационное, психологическое, техническое мастерство и мастерство принятия решений. Эффективный редактор является не только формальным, но и неформальным лидером.
Заместитель главного редактора (и (или) ответственный секретарь) подчиняется непосредственно главному редактору, в отсутствие редактора исполняет его обязанности. Отвечает за планирование работы в редакции, выпуск газетного номера (сроки сдачи оригиналов в набор, график верстки, темн и качество корректуры), следит за состоянием трудовой дисциплины, проводит гонорарную раз- метку, ведает хозяйством редакции. Читает все материалы, предназначенные для опубликования, готовит макеты полос очередного номера. Осуществляет связь с типографией.
Заведующий отделом обеспечивает эффективность работы отдела и его эффективное взаимодействие с другими отделами редакции; участвует в процессе редакционного планирования и выпуска очередных номеров газеты (планерки, летучки, заседания редколлегии), готовя на основе индивидуальных планов сотрудников отдела (корреспондентов) годичный, квартальный, месячный и недельный планы работы отдела; наблюдает за явлениями, событиями и фактами, относящимися к направлению деятельности отдела, предлагая темы будущих публикаций, новые рубрики, подборки и т.д.; контролирует выполнение сотрудниками плана, а также кадровую ситуацию (уровень профессиональной подготовки, текучесть кадров, моральный климат и т.д.). Особая забота заведующего отделом – поддержание высокого уровня профессионализма сотрудников: он постоянно учится сам и организует учебный процесс для своего отдела.
Обозреватель (и (или) специальный корреспондент, спецкор) – наиболее квалифицированный журналист, нередко подчиняющийся непосредственно главному редактору; работает по индивидуальному плану, в основном над аналитическими материалами (статьи, корреспонденции, обзоры и т.п.), а также выезжает в особо ответственные командировки; дежурит в очередь по номеру; участвует в планерках и летучках; работает с авторским активом (готовит авторские материалы). Нормальное сооотношение собственных и авторских строк для обозревателя 80 и 20 процентов.
Корреспондент выполняет те же обязанности, что и обозреватель. Но соотношение собственных и авторских строк, подготовленных для опубликования в месячном комплекте газеты, для корреспондента иное – 40 и 60 процентов (впрочем, сегодня во многих редакциях предпочитают не затруднять себя хлопотами с внештатными авторами). То есть главная задача корреспондента – организовать поступление в срок материалов от экспертов, отредактировать эти материалы, сдать их в набор, а также подготовить собственные публикации.
Фотокорреспондент обязан своевременно и качественно выполнять все распоряжения и указания заместителя главного редактора, непосредственно подчиняясь ему. Вместе со снимками фотограф представляет "текстовки", в которых указывает место, где произведена съемка, полные имена и фамилии лиц на снимках (по порядку слева направо) и все присвоенные им титулы и звания, место их работы и должность, а также другие данные, необходимые для опубликования снимков. "Текстовка" может быть написана самим фотографом или сотрудником редакции. Она должна дополняться краткой аннотацией содержания снимка, а также фамилией, адресом фотографа и точной датой съемки. Фотограф работает с авторским активом, готовит их фотоснимки к опубликованию в печати.
Художник обязан своевременно и качественно выполнять все распоряжения и указания заместителя главного редактора, непосредственно подчиняясь ему. Художник определяет фирменный стиль издания, при необходимости создает рисованные рубрики, заставки, актуальные рисунки (портреты, репортажные рисунки, зарисовки и др.).
Верстальщик подчиняется непосредственно заместителю главного редактора, работает по установленному графику; верстает полосы согласно переданным ему макетам; отвечает за сохранность вверенной ему техники, за ее модернизацию; следит за расходованием материалов.
Оператор ЭВМ (наборщик-секретарь) подчиняется непосредственно заместителю главного редактора; работает но установленному графику; набирает материалы; самостоятельно проводит первичную корректуру; вносит правку в материалы после их прочтения корректором; отвечает за сохранность вверенной ему техники; выполняет также часть обязанностей секретаря, набирая на ЭВМ редакционные документы.
Корректор работает в строгом соответствии со стандартами корректуры и указаниями заместителя главного редактора. Он обязан следовать оригиналам (текстовым) и передавать замечания дежурному номера. Корректор сводит все изменения на корректурную полосу, отвечает за сохранность и систематичность хранения архива оригиналов, вариантов правленых полос.
Работник отдела рекламы (рекламист) отвечает за публикацию рекламных объявлений в издании; постоянно проводит зондаж рынка рекламы, готовит соответствующие документы (договоры, прайс-листы и др.); осуществляет набор рекламных агентов; разрабатывает систему скидок и наценок, формы рекламы; работает в тесном сотрудничестве с журналистской частью редакционного коллектива.
Коммерческий директор отвечает за экономику СМИ; организует закупку бумаги, расходных материалов, компьютерной техники; заключает договоры с издательско-полиграфической фирмой, управлением почтовой федеральной связи, "Роспечатью"; отвечает за работу с частными распространителями газеты, непосредственно руководит работой рекламистов. Он работает в тесном контакте с главным редактором, подчиняясь непосредственно ему, и заместителем главного редактора. В ряде современных СМИ коммерческая дирекция выведена из подчинения главному редактору и действует автономно от него; возможно подчинение редактора директору.
Дежурный по выпуску номера назначается из состава творческой части редакции – обозревателей и корреспондентов – согласно графику, ежемесячно составляемому заместителем главного редактора. В дневном издании в день верстки дежурный приступает к работе в 12.00 и безотлучно находится в редакции до момента подписания всех полос номера в свет.
Остановимся подробнее на алгоритме работы по выпуску номера. В обязанности дежурного входит:
– вычитка всех материалов, особое внимание обращается на литературную правильность текста, достоверность цифр, дат, фамилий, имен или инициалов;
– выяснение у сотрудников и по возможности у внештатных корреспондентов всех подробностей материалов, вызывающих вопросы и сомнения;
– сокращение в случае необходимости материалов, изменение заголовков самостоятельно или с привлечением автора публикации;
– передача корректору вычитанных и сверенных, приведенных в соответствие с макетом полос.
В день дежурства сотрудник редакции освобождается от всех заданий, связанных с его основной работой. Отвлечение во время дежурства на посторонние дела, а также несвоевременное начало исполнения своих обязанностей или неявка на дежурство расцениваются как нарушение трудовой дисциплины. За допущенную в публикации неточность, ошибку или полиграфический брак, не замеченные в полосе, подписанной "в свет", дежурный несет административную ответственность.
В некоторых редакциях в целях повышения качества дежурства по номеру вводятся обязанности "свежей головы" и главного корректора. В роли первого выступает один из наиболее квалифицированных сотрудников редакции (член редколлегии), который в день дежурства освобождается от текущих дел, поскольку исполнение обязанностей "свежей головы" требует полной концентрации внимания, приезжает на работу лишь к моменту сдачи номера и вычитывает все полосы подряд перед отправкой издания в печать. Только после подписания номера "в свет" типография начинает тиражирование номера. Параллельно главный корректор вычитывает все полосы на предмет поиска ошибок, в том числе стилистических.
В оптимальном случае в группу выпуска входят сотрудники бюро проверки, располагающего хорошей библиотекой и широким доступом к интернет-ресурсам.
Общие требования к выпуску газетного номера:
1) все материалы сдаются заместителю главного редактора (ответственному секретарю) согласно установленному в редакции графику;
2) сотрудник редакции, готовящий рукопись к сдаче, обязан не только озаглавить, выправить или отредактировать ее, но и тщательно проверить: все цитаты, даты, фамилии и инициалы; названия городов, районов, учреждений и др.; звания, ученые степени, должности; названия художественных произведений, научных трудов; ссылки на исторические события и т.д.;
3) проверять цитаты необходимо по первоисточнику последнего издания сочинения. Если цитата приводится полностью, необходимо проследить, чтобы она не вырывалась из общего контекста и мысль цитируемого автора не искажалась;
4) сверка всех данных производится по оригинальным справочникам и документам;
5) если необходима большая правка, рукопись должна быть выправлена, и сотрудник редакции, готовящий ее к сдаче заместителю главного редактора, обязан вторично вычитать ее после правки;
6) сотрудник редакции обязан связаться с автором, уточнить у него фактические сведения, прояснить вопросы, возникшие в процессе работы с рукописью, и по требованию автора дать ему на визу оригинал после окончательной обработки.
Порядок макетирования полос и верстки складывается по мере отработки тематической структуры (главное требование: газета должна быть как можно более оперативной, но не в ущерб качеству публикаций). Иногда важно за рубрикой закрепить конкретного (постоянного) автора, который к определенному времени и по определенной тематике, утвержденной в редакции, готовит собственные, а возможно, и авторские материалы определенного объема. В редакции каждый из творческих сотрудников отвечает за определенные тематические направления, группу рубрик.
Исходя из особенностей верстки в редакции, можно установить нормативы читки, правки и сверки полос номера корректором и дежурным по номеру.
Сводный тематический план работы редакции на квартал облегчает выпуск номеров, способствует эффективному выявлению "лица" конкретной газеты. Для еженедельника, тем более тематически специализированного, больше всего подходит сетевой график, где обозначены конкретные рубрики, их полоса, объем, периодичность. Опыт показывает, что если сетевой график выполняется на 60–70 процентов (ведь есть еще материалы "на злобу дня" и с оперативным поводом), газета становится узнаваемой, ее позиция понятна аудитории.
В организационную модель газеты обычно включают и расценки гонораров, а также изложение принципов гонорарной политики данной редакции.
Оформительская концепция создается после того, как тематическая и организационная модели принимаются за основу, и после определения возможностей компьютерной и полиграфической баз.