Планирование эффективности производительности труда
Планирование производительности труда является неотъемлемым элементом системы управления и повышения эффективности работы организации. Еще в XVIII в. А. Смит, изучая производительность как источник благосостояния, выделил три основных ресурса в качестве источника национального богатства: труд, землю и капитал. Позже К. Маркс назвал в качестве производительного ресурса только труд, исключая землю и капитал. В XX в. производительность стала рассматриваться как "мера эффективности использования имеющихся производственных ресурсов для производства потребителю продукции"[1], и более того, как образ мышления.
В последние три десятилетия в мире сформировалась новая парадигма производительности труда (основатель – компания Toyota) – бережливое производство. Если в классическом понимании производительности труда рассматривалось "больше продукта в единицу времени на одного работника", то новая парадигма подразумевает производство конкурентоспособного продукта в нужное время и с меньшими затратами. Таким образом, акцепт сместился с количества на качество. Важно не то, сколько штук произведено в час, а то, сколько человеко-часов на единицу товара затрачено.
Согласно данным Международного бюро труда за 1996– 2006 гг. производительность труда в мире увеличилась на 26%. Разрыв между Россией и развитыми странами по данному показателю составляет 20–30%.
По состоянию на 2010 г. производительность труда в России достигла лишь 26% от уровня США. Дело в том, что в России традиционно спад производительности не пропорционален сокращению занятости. По итогам 2009 г. численность занятых в экономике снизилась на 3%, в то время как ВВП – на 8,5%. Несмотря на то что в "Концепции-2020" планировалось, что рост производительности достигнет 140%, выяснилось, что данный показатель будет увеличиваться лишь в рамках статистической погрешности – 3%[2].
Исследование, проведенное компанией McKinsey, выявило, что основными проблемами, мешающими росту производительности российских предприятий, являются:
• слабая инфраструктура и неразвитые рынки;
• низкая мобильность рабочей силы;
• сокращение населения северных районов, что снижало производительность бизнеса на 5–15%;
• неэффективная организация труда;
• неоптимальная система управления.
Важно отметить влияние финансового кризиса 2008–2009 гг. на производительность труда в российских компаниях. Те компании, которые пошли по пути массовых сокращений, столкнулись со значительным снижением производительности труда, в то время как компании, которые нашли менее болезненный выход из ситуации – переход к неполному рабочему дню, четырехдневной рабочей неделе и т.д., – смогли быстро восстановиться после кризиса и даже имели рост производительности труда. Таким образом, необходимо помнить, что управление эффективностью не сводится только к уменьшению кадровых издержек, а предполагает повышение производительности труда, т.е. бо́льшую отдачу работников при тех же вложениях.
Достижение производительности труда России уровня развитых стран возможно лишь при условии технической модернизации и повышения квалификационного уровня трудовых ресурсов по основным отраслям экономики. Однако не стоит забывать, что за последнее десятилетие производительность в России выросла в 1,7 раза и не только за счет загрузки мощностей, но и за счет эффективных менеджеров, которые модернизировали заводы, вывели непрофильные активы и оптимизировали численность персонала. По сравнению со странами BR1CS производительность в России самая высокая, а по некоторым сферам она приближается к мировым стандартам. Так, в США в ритейле оборот на одного работника составляет 176 000 долл, против 187 000 долл. Хотя количество работников в расчете на 1000 м2 торговых помещений в России втрое выше, чем в США; 71 против 26. Однако в России выручка на 1 м2 выше, чем у большинства иностранных конкурентов, работающих в России. Численность персонала можно сократить при переходе на электронный документооборот (на 2–3%), а также при структурных преобразованиях. Кроме того, превышение численности персонала в российских компаниях по сравнению с западными связано с дороговизной аутсорсинговых услуг. Так, производительность труда в сталелитейной отрасли в 1,5 раза ниже, чем в США, опять-таки за счет превышения численности персонала[3]. Но это обусловлено тем, что российские компании не могут по аналогии с западными отдавать на аутсорсинг такие вспомогательные процессы, как автотранспорт, питание и др.
Производительность труда в крупнейших российских и зарубежных корпорациях представлена в табл. 5.23.
Таблица 5.23
Производительность труда (ПТ) в крупнейших российских и зарубежных корпорациях по итогам 2007 г.
|
Российская компания |
Сопоставимая зарубежная компания |
||||
|
выручка, млрд долл. США |
средняя списочная численность, тыс. чел. |
ПТ, тыс. долл. США/чел. |
выручка, млрд долл. США |
средняя списочная численность, тыс. чел. |
ПТ, тыс. долл. США/чел. |
|
Ритейл групп |
Tesco |
||||
|
5,3 |
39,5 |
135,0 |
85,3 |
441,0 |
192,0 |
|
Лукойл |
Exxon Mobil |
||||
|
81,9 |
150,0 |
546,0 |
390,3 |
81,5 |
4792,0 |
|
МТС |
Vodafone |
||||
|
8,2 |
24,4 |
338,0 |
71,0 |
72,0 |
986,0 |
|
Вимм-Билль-Данн |
Danone |
||||
|
2,4 |
19,8 |
123,0 |
17,5 |
82,1 |
213,0 |
|
Уралкалий |
Potash Coip |
||||
|
1,1 |
11,5 |
100,0 |
5,2 |
5,0 |
1046,0 |
|
Северсталь |
Arcelor Mittal |
||||
|
15,2 |
100.0 |
152,0 |
105,2 |
315,5 |
333,0 |
|
АвтоВАЗ |
Genera! Motors |
||||
|
7,3 |
139.8 |
53,0 |
181,1 |
266,0 |
681,0 |
|
Балтика |
Carlsberg |
||||
|
3,1 |
12.0 |
258,0 |
8,2 |
31,6 |
260,0 |
|
РусГидро |
Hydro Quebec |
||||
|
1,9 |
7,3 |
256,0 |
7,2 |
19,3 |
376,0 |
|
Аэрофлот |
Delta |
||||
|
3,8 |
14,4 |
265,0 |
19,1 |
55,0 |
348.0 |
Проблемами низкой производительности труда являются следующие:
• введение системы национальных счетов, что изменило методологию учета затрат труда и результатов труда на макроуровне:
• использование различных методов расчета объемов продукции, затрат труда и показателей производительности труда, что сделало невозможным их сводимость;
• изменение структуры занятости;
• игнорирование табельного учета рабочего времени на многих предприятиях, что не позволяет оценивать затраты труда;
• отсутствие методик оценки таких факторов, влияющих на производительность труда, как нематериальные активы, использование человеческого и интеллектуального капитала;
• неэффективная реструктуризация организации. Например, при оптимизации численности персонала численность административного персонала не сокращается;
• неуправляемость трудовых процессов – высокая доля простоев в разных бизнес-процессах (ожидание материала, транспорта и т.д.);
• отсутствие навыков оперативного планирования у линейных руководителей;
• проблемы обучения сотрудников – финансирование по остаточному принципу;
• жесткая государственная политика в области сокращения штатов – в 2009–2010 гг. антикризисные меры государственного управления привели к снижению производительности труда на 5–6%;
• отсутствие эффективной практики труда учета и аудита, двойной учет (внешний и внутрифирменный) в разных системах приводит к дублированию функций, к тому же не учитывает такие аспекты деятельности организации, как социальная политика, благотворительная деятельность, социальная ответственность перед персоналом и т.д.
Основой повышения производительности труда в Западной Европе, Японии и других странах является ориентация на принципы низкозатратной продукции и массового потребительского рынка при высокой покупательной способности населения. Европейская модель повышения производительности, как и японская, отличалась от американской усиленным вниманием к социальному аспекту и основывалась на трех принципах:
• гарантия занятости работников (содействие работнику в поиске рабочего места в случае сокращения);
• гармонизация отношений между администрацией и работниками (социальное партнерство);
• справедливое распределение результатов повышения производительности труда.
Работу по повышению производительности труда в европейских странах координирует Европейская ассоциация национальных центров производительности, которые способствуют повышению производительности труда, развитию инноваций, повышению качества трудовой жизни и занятости в компаниях и в экономике в целом. В России с 1995 г. прекратились планирование производительности труда согласно методике Госплана СССР и факторный учет ее повышения.
Согласно упомянутой методике расчет производительности труда мог быть произведен различными способами (табл. 5.24).
Таблица 5.24
Способы расчета производительности труда согласно методике Госплана СССР
|
Показатели, характеризующие производительность труда |
Отношение |
|
|
числитель |
знаменатель |
|
|
Натуральные показатели производительности труда |
Производство продукции в натуральном выражении |
Затраты времени на производство продукции |
|
Условно-натуральные показатели производительности труда |
Производство продукции в условно-натуральных единицах |
Затраты времени на производство продукции |
|
Стоимостные показатели производительности труда |
Валовая добавленная стоимость, валовой выпуск |
Затраты времени производственных работников |
|
Трудоемкость |
Затраты времени на производство продукции |
Производство продукции в натуральном выражении |
Натуральные и условно-натуральные показатели продукции определяют уровень и динамику производительности труда по отдельным видам однородной продукции. Стоимостные показатели продукции позволяют получить обобщающие характеристики производительности труда по предприятиям, отраслям экономики и экономическим районам и измерить производительность труда при производстве разнородной продукции.
Пример
Предположим, что удельный вес количества рабочих в общей численности персонала предприятия по факту – 0,8; количество дней, отработанных одним рабочим, – 220, средняя продолжительность рабочего дня – 7,8 ч, а среднечасовая выработка (планово-экономического отдела) – 300 руб. С учетом этих значений среднегодовая выработка (Вср) будет равна:
Вср = 0,8 • 220 • 7,8 • 300 = 411 840 (руб.).
Таким образом, среднегодовая выработка на одного рабочего составляет 411,84 тыс. руб. Следующим шагом станет определение среднегодовой выработки по плану и сравнение ее с фактической для обнаружения отклонения.
Среди исходных данных для сравнения плановых и фактических показателей могут быть: среднегодовая численность (производительности) персонала предприятия, в том числе рабочих, удельный вес рабочих в общей численности работающих, количество отработанных дней одним рабочим за год, количество отработанных часов всеми рабочими (за год), средняя продолжительность рабочего дня (ч), производства продукции в плановых ценах, среднегодовая выработка одного работника (тыс. руб.), среднедневная (тыс. руб.), среднечасовая (тыс. руб.).
В настоящее время производительность труда оценивается как отношение прибыли к численности персонала. Говоря об эффективности работы персонала в современных условиях, необходимо определить, сколько приходит прибыли на единицу вложений в персонал организации, что в свою очередь обусловлено производительностью труда. Взаимосвязь производительности труда с трудовым потенциалом организации представлена на рис. 5.19.
Одним из таких показателей является рост производительности труда на 1 отработанный час. Для измерения производительности труда используются два показателя: выработка и трудоемкость.
Выработка – это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесрочного работника в год (квартал, месяц).
Выработка (В) рассчитывается по формулам:

где Q – объем продукции за период времени (месяц, квартал, год);
– среднесписочная численность работников (или рабочих);

где Т – затраты рабочего времени на производство продукции.
К сожалению, в российской практике данный показатель не применяется, но используется на Западе. Он в среднем находится на уровне -0,2% (Нидерландах 1,3%, Франция – 0,6%, Швеция -2%). Высокий уровень данного показателя в Нидерландах обусловлен "умным ростом", под которым голландцы подразумевают механизм развития на основе знаний и инноваций. Ключевым показателем эффективности бизнеса является трудоемкость бизнес-процессов, поэтому голландские компании рассчитывают, сколько времени необходимо на выполнение определенного вида работы или обеспечения выпуска продукции, услуги в целом, считают, сколько времени потеряно из-за неэффективной организации труда. Голландские компании также широко применяют следующие практики:
• бенчмаркинг – обмен опытом в области увеличения производительности труда;
• использование информации о нормативах по производительности труда из официальных ресурсов;




Рис. 5.19. Взаимосвязь планирования трудового потенциала коллектива с ростом производительности труда
• внутренний бенчмаркинг – накопление собственного лучшего опыта;
• аутсорсинг;
• услуги консалтинговых компаний.
Процесс оценки и анализ производительности труда предполагают выполнение следующих шагов:
• анализ имеющегося опыта измерения и оценки производительности труда, расчет оптимальных значений показателей исходя из ожидаемых бизнес-результатов и существующих нормативов;
• оценку и сопоставление фактического значения основных экономических результатов деятельности организаций с оптимальными;
• анализ причин неудовлетворительного финансово-экономического состояния организации;
• выработку мер по улучшению финансово-экономической ситуации, в том числе:
– улучшение использования трудовых, материальных и других ресурсов,
– совершенствование организации производства, труда и управления, повышение коэффициента использования производственных мощностей, мотивации персонала,
– совершенствование техники и технологии, механизации, автоматизации и компьютеризации производства,
– организацию разработки комплекса конкретных мероприятий и контроль за их выполнением,
– оценку правильности и результативности совершенствования организации и степени приближения ее к оптимальному варианту.
К основным факторам роста компании относят:
• структурные сдвиги в производстве;
• повышение технического уровня производства;
• совершенствование управления, организации производства и труда;
• изменение объема производства;
• отраслевые факторы.
Плановые показатели производительности труда определяются исходя из тенденций за предыдущие периоды и планируются лишь на рост.
При планировании производительности труда необходимо учитывать следующие аспекты:
• методологический (как и в каких единицах измерять производительность труда);
• производственный (что делать, чтобы повышать производительность труда);
• управленческий (кто виноват в том, что производительность труда не растет).
При планировании производительности труда в промышленности необходимо учитывать:
• характеристики инновационности – основные производственные фонды и их прогрессивность, удельный вес активной части основных фондов, коэффициент обновления основных фондов, структуру рабочих мест и ее соответствие требованиям современного производства;
• оценку квалификации рабочей силы – число работников, повысивших свою квалификацию, число работников, освоивших новую профессию, компетентность персонала;
• объем и структуру производства – общую сумму валовой продукции, удельный вес прогрессивной продукции;
• изменения в организации производства и труда – целодневные и внутрисменные потерн рабочего времени, коэффициент сменности оборудования, соотношение наемного и заемного труда.
По мнению экспертов, в современных условиях основными факторами повышения производительности труда являются:
• человеческий – уровень интеллектуального развития персонала, физическое здоровье, система ценностей, трудовая активность, ответственность, лояльность, дисциплинированность и т.д.;
• материально-технический – уровень развития техники, технологии, скорость обновления организационно-технических и технологических принципов в производстве на основе использования НТП;
• организационный – развитие кооперации, специализации, совершенствование организации труда и производства;
• оптимальной стыковки производства продукции и ее реализации (маркетинговые исследования, службы разработки и реализации маркетинговой стратегии) и т.д.
Недавний обзор Чада Сиверсона "От чего зависит производительность"[4] в Journal of Economic Literature говорит о том, что качество управления – один из трех ключевых факторов, непосредственно влияющих на производительность. Два других важнейших фактора, напрямую зависящих от компаний, а не от внешних условий, – это качество рабочей силы, капитала и уровень инноваций и использования информационных технологий. Однако сама но себе важность качества управления не означает, что привлечение консультантов приведет к его улучшению и оправдает расходы на найм консультантов.
Хотелось бы более подробно остановиться на человеческих факторах, в частности на трудовом энтузиазме. Согласно данным компании Towers Penia в компаниях, у которых сотрудники не испытывают трудового энтузиазма, годовая прибыль снижается на 33%, а темпы роста дохода – на 11%. В компаниях, где сотрудники любят свою работу, прибыль ежегодно растет на 19%, а доход на акцию – на 28%[5]. Одной из причин безразличия к работе считается синдром "психологического выгорания" – физического и эмоционального истощения. Разумеется, в силу психологических особенностей "сгорание" у сотрудников происходит по разным причинам. Так, опрос в компании Towers Perrin, в котором участвовали 90 тыс. человек из разных стран, выявил, что любят свою работу лишь 21% респондентов, около 40% разочаровались в ней или она им наскучила. Исследование компаний Metro выявило, что 34% москвичей хотят от работы разбогатеть, 38% хотят быть креативными, 39% мечтают об успешной карьере, а 2% хотят прославиться. По данным Supetjob, 30% россиян связывают понятие "работа" со словами "заработок", "благосостояние", а 11% уверены, что работа – это зло и каторга[6].
Согласно всероссийскому onpocy Joblist.ru 60% граждан России убеждены, что работа пагубно влияет на их здоровье. При этом в качестве источников вреда были упомянуты: малая подвижность (43%), тяжелый график (20%), работа на вредном производстве (16%), другое (21%)[7]. Еще одним фактором, снижающим качество труда, признана чрезмерная загруженность. Так, в европейских странах, где загруженность в неделю составляет менее 30 ч, производительность в час самая высокая – около 38 долл. В США с загруженностью 32 ч в неделю – производительность ниже на 2 долл.
Практика показывает, что отрицательное отношение к работе приводит не только к пониженному жизненному тонусу и болезням, но и к серьезным проблемам в организации: текучести кадров, низкой трудовой дисциплине, большим выплатам по больничным листам, что в конечном счете снижает производительность труда.
План действий по повышению производительности труда включает следующие аспекты.
1. Введение стандартов на базе ISO-9001. В российских компаниях часто имеет место несоблюдение регламентов. Во избежание этого необходимо учитывать невыполнение регламентов при аттестации сотрудников. Па эффективных предприятиях с высокой производственной культурой стандарты играют важную роль, охватывая подробности об основных производственных процессах.
Они лежат в основе обучения персонала. Разработкой стандартов занимается команда постоянного совершенствования.
2. Анализ производственных показателей. Чтобы повысить производительность труда, необходимо понимать, как работает организация и каковы ее основные показатели. Понимание работы системы позволяет более умело реализовывать бизнес-процессы и тем самым повышать производительность труда за счет сокращения временны́х и операционных издержек.
3. Создание процессов передачи знаний. Опыт западных компаний показывает, что обмен опытом и командное обсуждение сложившихся проблем способствуют повышению производительности труда. К сожалению, в российских компаниях подобное не практикуется.
4. Устранение избыточных контрольных и дублирующих функций. В российских компаниях, в отличие от японских и западных компаний, имеет место избыточный контроль бизнес- процессов. Это связано с тем, что зона ответственности сотрудников часто размыта, к тому же российские работники не всегда уполномочены принимать решения в рамках контроля качества.
5. Эффективное использование технологий. С одной стороны, современные технологии в организациях используются неэффективно, с другой – организации недостаточно инвестируют в обучение персонала по новым технологиям. К тому же в основном проекты по автоматизации находятся в ведении ИТ-служб и часто не привязываются к задачам повышения эффективности и производительности. А ведь вопрос в том, что, внедряя новые технологии, руководство компании четко должно представлять, сколько человек надо сократить при автоматизации и сколько денег это позволит сэкономить.
6. Поощрение инициативы. В российских компаниях решения обычно принимаются на "топовом" уровне, а делегирование полномочий обычно происходит с трудом. Это снижает инициативность персонала. Для поощрения инициативы компании могут обучать свой персонал, поощрять инновационные идеи денежным вознаграждением и т.д.
7. Расширение специализации сотрудников. Статистика показывает, что у некоторых российских компаний штат превышает норму на 15–20%, а это говорит о том, что предприятия держат много сотрудников с узкой специализацией, в то время как их круг ответственности можно было бы расширить. Это привело бы к большей гибкости компании и обеспечило существенный рост производительности.
Дополнительными резервами повышения производительности труда являются:
• развитие у сотрудников собственнического, а не наемного отношения к процессу производства;
• создание единой информационной сети;
• разработка и выдача структурным подразделениям компаний задания по росту производительности труда;
• инвестирование в обновление производства;
• переквалификация работников невостребованных отраслей для работы в востребованных;
• повышение эффективности деятельности службы управления персоналом, которая должна оцениваться в зависимости от таких параметров, как скорость и качество заполнения вакансий, снижение абсентизма, рост производительности труда, повышение уровня компетентности персонала;
• управление результатами труда с тем, чтобы работник быстро достигал запланированных и согласованных результатов, что предполагает выплату переменной части вознаграждения (бонус) и пересмотр заработной платы в зависимости от результатов работы;
• постановка перед сотрудниками четких задач. Очень часто эффективность сотрудников снижается из-за неправильно поставленных перед ними задач – двоякая интерпретация задач приводит к потере времени и ресурсов.
Все сказанное указывает на то, что если компании будут готовы отойти от рациональных способов принятия решений и лучше понимать мотивы и склонности своего персонала, им удастся планировать производительность труда более эффективно.
Переход от рациональной экономики к новой – поведенческой, которая пытается ответить, каким образом связаны заработная плата и качество работы, готовность рисковать и поощрение, знаменует необходимость учета при оценке эффективности труда не только экономических и социальных, но и психологических факторов. Осознание необходимости такого подхода зависит от образа мышления разных категорий руководителей (табл. 5.25).
Таблица 5.25
Как думают управленцы разного масштаба[8]
|
Показа тель |
Мышление исполнителя |
Мышление бригадира |
Мышление линейного руководителя |
Мышление первого лица |
|
Результат |
Результат моей работы |
Сово купный результат бригады |
Доходы или контроль расходов |
Баланс прибыли и стоимости бизнеса |
|
Улучше ния |
Повышение скорости, объема, качества моей работы |
Повы шение скорости, объема, качества работы бригады |
Модернизация, совершенствование своих бизнес-процессов |
Прорывные инновации, принципиальные улучшения в масштабе всей компании |
|
Команд ная работа |
Моя роль в бригаде, мои отношения с собригадниками |
Слаженность, отсутствие конфликтов в бригаде |
Межфункциональная координация |
Баланс интересов всех внутренних и внешних заинтересованных сторон |
|
Риски |
Текущие проблемы в моей работе |
Текущие проблемы в работе подчиненных |
Краткосрочные и среднесрочные функциональные риски |
Весь комплекс внутренних и внешних рисков, в том числе долгосрочных |
В заключение необходимо отметить, что использование всех известных в науке критериев оптимальности для управления персоналом и организацией как хозяйствующим субъектом нецелесообразно, поскольку требует сбора и хранения огромного объема информации и, следовательно, дополнительных затрат. Анализ теории и практики менеджмента показывает, что наиболее признанным критерием оптимальности является эффективность.