Планирование аудита
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 "Планирование аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Требования данного правила являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения. Применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Планирование аудита должно начинаться до написания письма-обязательства и включает в себя следующие основные этапы:
1) предварительное планирование;
2) подготовка общего плана аудита;
3) подготовка программы аудита.
Предварительное планирование – это как бы предварительная экспертиза, где решается вопрос: стоит ли заключать договор на проведение аудита. На этом этапе аудитору необходимо ознакомиться с деятельностью экономического субъекта, получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на экономическую деятельность субъекта. Аудитору необходимо ознакомиться:
• с организационно-управленческой структурой;
• видами производственной деятельности и номенклатурой продукции;
• структурой капитала и курсом акций;
• технологией производства;
• основными поставщиками и покупателями;
• порядком распределения прибыли;
• дочерними зависимыми организациями;
• системой внутреннего контроля;
• порядком оплаты труда.
Источниками информации являются: устав и другие учредительные документы; протоколы заседаний совета директоров; приказ по учетной политике; бухгалтерская и статистическая отчетность; планы, сметы, прогнозы субъекта; основные контракты-договоры; внутренние отчеты консультантов-аудиторов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок и судебных исков; список филиалов и дочерних компаний; материалы бесед с руководством и персоналом.
На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита, трудоемкость, состав группы аудиторов.
При подготовке общего плана аудита выполняются следующие действия:
а) выявляются области, значимые для аудита, с помощью аналитических процедур;
б) анализируется система внутреннего контроля, т.е. система, позволяющая обеспечить хотя бы минимальный уровень достоверности (кто выписывает накладные, кто получает товар, проводится ли инвентаризация, порядок документооборота); выявляются слабые звенья;
в) оцениваются приемлемый уровень существенности и аудиторский риск;
г) определяется уровень автоматизации.
Отдельные положения общего плана аудита могут согласовываться с руководством субъекта.
В общем плане должны быть предусмотрены сроки и график проведения аудита. Необходимо предусмотреть время для инструктирования членов группы и распределения членов группы по отдельным участкам работы; решить вопрос о привлечении экспертов.
Вся работа, связанная с составлением общего плана аудита, должна документироваться (табл. 8.1).
В ходе аудита в общий план аудита могут быть внесены существенные изменения.
Таблица 8.1
Общий план аудита учета труда и заработной платы
Проверяемая организация |
ООО "Апр-Консалтинг" |
|||
Период аудита |
05.10.1X-31.I0.1X |
|||
Количество человеко-часов |
- |
|||
Руководитель аудиторской группы |
- |
|||
Состав аудиторской группы |
- |
|||
Планируемый аудиторский риск |
- |
|||
Планируемый уровень существенности |
- |
|||
Планируемый вид проверки |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечание |
|
1. Регулирование трудовых отношений на предприятии |
05.10.1X – 07.10.1Х |
|||
2. Формирование на предприятии состава фонда заработной платы и выплат социального характера |
07.10.1Х – 10.10.1Х |
|||
3. Начисление заработной платы и удержания из нее. Включение начисленной заработной платы в себестоимость продукции |
11.10.1Х – 15.10.1Х |
|||
4. Начисление взносов во внебюджетные фонды с заработной платы и включение их в себестоимость продукции |
16.10.1Х – 20.10.1Х |
|||
5. Оформление расчетов с сотрудниками и выплата заработной платы |
21.10.1Х – 23.10.1Х |
|||
6. Формирование первичных учетных документов по учету труда и заработной платы на предприятии |
24.10.1Х – 27.10.1Х |
|||
7. Правильность составления отчетности в налоговые органы и прочие контролирующие органы |
28.10.1Х – 31.10.1Х |
|||
Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:
__________________________________________________
Руководитель аудиторской группы:
__________________________________________________
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является средством контроля качества работы аудитора.
Программа оформляется документально, каждая проводимая процедура обозначается номером или кодом, чтобы
аудитор в процессе роботы имел возможность делать ссылки в рабочих документах.
Аудиторские процедуры делятся на два типа:
1) тесты средств контроля (процедуры проверки средств внутреннего контроля, обычно в виде перечня вопросов);
2) процедуры но существу (детальная проверка отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам).
Программа аудита может пересматриваться, причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу программы являются исходной базой для написания аудиторского заключения и выражения, мнения о достоверности отчетности.
Общий план и программа аудита должны быть документально оформлены и завизированы (табл. 8.2).
При составлении программы аудита на практике используются следующие критерии:
• полноты (завершенности) отражения операций – все ли активы и пассивы, а также хозяйственные операции, которые должны быть отражены в отчетности, в ней отражены;
• существования – все ли активы и пассивы, отраженные в балансе, действительно существуют на отчетную дату, а хозяйственные операции действительно имели место в течение отчетного периода;
• прав и обязательств – все ли активы, отраженные в отчетности, принадлежат предприятию на законных основаниях, а пассивы характеризуют действительные обязательства;
• представления – надлежащим ли образом информация, отраженная в отчетности, классифицирована, описана и раскрыта;
• оценки – все ли элементы отчетности приведены в оценке, соответствующей требованиям нормативных документов;
• точности – все ли операции отражены арифметически точно;
• налогообложения – правильно ли отражены соответствующие налоги по отдельным операциям.
Продолжительность аудита определяется в соответствии с предварительным планированием с учетом возможных проблем в человеко-часах по каждому пункту программы.
Таблица 8.2
Программа аудита по разделу "Аудит расчетов с работниками по заработной плате"
Проверяемая организация ООО "Аир-Консалтинг" Период аудита 05.10.lX–31.10.1Х Количество человеко-часов – Руководитель аудиторской группы – Состав аудиторской группы – Планируемый аудиторский риск – Планируемый уровень существенности – |
|||||
Перечень аудиторских процедур по разделам плана аудита |
Период проведения |
Исполнитель |
Рабочие документы аудитора |
Примечание |
|
1. Соответствие кадровой политики нормам законодательства РФ, наличие внутренних норм, должностных инструкций, регулирующих груд работников, их непротиворечие ТК РФ и пр. |
05.10.1X – 07.10.1Х |
ТК РФ, должностные инструкции, распорядки, договора с сотрудниками, трудовые книжки и пр. |
|||
2. Состав фонда заработной платы и выплат социального характера, правильность отнесения начисленных сумм к таковым и их отнесение на счета бухгалтерского учета и включение в себестоимость |
07.10.1Х – 10.10.1Х |
Регистры бухгалтерского учета, карточка счета 70, расчетные ведомости, счет 69-1, расчетная ведомость для Фонда социального страхования РФ |
|||
3. Начисление заработной платы в соответствии с существующей на предприятии формой оплаты груда, правильность их оформления, начисления заработной платы за отработанное сотрудником время. Удержания из заработной платы. Их законность, обоснованность и правильность отнесен ия на счета бухгалтерского учета |
11.10.1Х – 15.10.1Х |
Договоры с сотрудниками, табель отработанного времени, приказы, заявления, исполнительные листы на удержания сумм с начисленной заработной платы сотрудника |
|||
4. Начисление взносов во внебюджетные фонды с сумм заработной платы в соответствии с законодательством РФ, распределение их в части Пенсионного фонда РФ по счетам бухгалтерского учета и налоговые вычеты. Включение взносов во внебюджетные фонды в себестоимость продукции |
16.10.1X – 20.10.1Х |
Карточки счетов 69, 20, 26, карточка сотрудника с указанием его даты рождения и пр. |
|||
5. Оформление расчетов с сотрудниками, составление платежной ведомости, расчетных листков, выплата заработной платы в сроки, установленные законодательством РФ, перечисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с сумм выплаченной заработной платы в бюджет |
21.10.1Х – 23.10.1Х |
Платежная и расчетная ведомости, расчетные листки, кассовая книга, карточки счетов 50 и 51, корешки чековой книжки |
|||
6. Составление первичных документов по участку "Учет труда и заработной платы", их оформление, хранение. Соответствие указанных |
24.10.1Х -27.10.1Х |
Платежная ведомость, расчетная ведомость, расчетные листки, кассовая книга, отчет кассира, корешки чековых |
|||
первичных документов требованиям законодательства РФ. Их достаточность, обоснованность и непротиворечивость друг другу |
книжек, банковские выписки с расчетного счета в день выдачи заработной платы |
|
|||
7. Проверка правильности составления отчетности по начислению взносов во внебюджетные фонды и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Проверка соответствия сумм начисленной заработной платы с базой для начисления взносов во внебюджетные фонды, исключение из базы необлагаемых налогом выплат из всех взносов во внебюджетные фонды или его части (больничный лист, вознаграждения работникам, работающим по договору гражданско-правового характера). При составлении отчетности в Пенсионный фонд РФ соблюдение ставок отчислений сумм в соответствии с годом рождения работника на страховую и накопительные части пенсии. Правильность формирования расчетной ведомости в Фонд социального страхования РФ. Полнота и верность указанных в отчете данных. Соблюдение сроков сдачи отчетности |
28.10.1X – 31.10.1X |
Отчетность предприятия, карточки счетов 70, 69, договоры с сотрудниками |
|
||
|
Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:
_______________________________________________________
Руководитель аудиторской группы:
_______________________________________________________
По мере необходимости общий план аудита и программа аудита должны уточняться и пересматриваться в ходе аудита, что должно быть документально зафиксировано.
Выводы
1. Подготовка аудиторской проверки – обязательная часть аудиторской проверки. В ходе ее определяются и регламентируются факторы, обеспечивающие обоснованность календарно-тематического плана и программы проверки.
2. Каждая аудиторская фирма должна иметь политику отбора потенциальных клиентов для снижения риска неудачи аудита. Эта политика предусматривает получение общей и отраслевой информации, а также информации о клиенте у третьих лиц (банков, страховых компаний, адвокатов, предыдущего аудитора); проведение предварительного планирования аудита (предварительной экспертизы) и др.
3. Экономические субъекты осуществляют выбор аудиторской фирмы по рекламе, рекомендациям деловых партнеров, друзей, выставкам, семинарам, статьям в специальной литературе, тендеру, объявляемому крупными клиентами.
4. Экономическим субъектам, осуществляющим выбор аудиторских фирм, целесообразно использовать следующие критерии для отбора: рейтинг по показателям – численность персонала, выручка от реализации, выручка на одного специалиста; уровень цен на услуги; возможные льготы, которые предоставляет аудиторская фирма; ответственность за качество работы в соответствии с договором; основные клиенты; ассортимент услуг; стаж работы на рынке; наличие филиалов в регионах.
5. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 12 "Согласование условий проведения аудита" регламентирует порядок оформления письма-обязательства, являющегося офертой заключения договора.
6. Договор на проведение аудита относится по гражданскому законодательству к договору на возмездное оказание услуг. Он включает в себя стандартные разделы: преамбула, предмет договора, обязанности сторон, стоимость и порядок расчетов, порядок сдачи и приемки работ, ответственность сторон, разрешение споров, форс-мажор, прочие условия, юридические адреса сторон. Работа по заключению договора должна проводиться в соответствии со стандартом аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг".
7. Планирование аудита предусматривает предварительное планирование, подготовку общего плана и программы проведения аудиторской проверки. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
8. Общий план проверки включает в себя предполагаемый объем и порядок проведения проверки, содержит перечень объектов проверки, сроки, фамилии аудиторов, выполняющих данные разделы проверки.
9. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является средством контроля качества работы аудитора.
10. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 "Планирование аудита", разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.