Пилотные (экспериментальные) школы
Важный двигатель инноваций в развитии образования – пилотные (экспериментальные) учебные заведения. Они играют важную роль как центр поисков иных содержания, форм, методов образования, посредника популяризации новых педагогических подходов. Деятельность таких школ координируется на международном уровне и в отдельных странах. Учреждена Европейская федерация экспериментальных школ со штаб- квартирой в Париже. В США создана Альтернативная образовательная исследовательская организация. В постсоветской России деятельностью экспериментальных учебно-воспитательных учреждений занимались Ассоциация инновационных школ и центров, Московский Центр Вальдорфской педагогики, проводятся конкурсы инновационных учебно-воспитательных учреждений.
Экспериментальные общеобразовательные школы призваны покончить с издержками традиционного воспитания и обучения. Они рождаются на волне критики регламентированной, стандартизированной классно-урочной системы, авторитаризма воспитания. В них используются методики, в которых акцент сделан на гуманных отношениях между участниками учебно-воспитательного процесса, на развитии персонального потенциала учеников посредством неформальных способов и приемов, которые должны помочь школьникам приобретать знания и жизненный опыт, входить в мир взрослых. Эти школы выражают негативное отношение к энциклопедизму учебных программ, ужесточению дисциплины.
Организация пилотных школ – одно из основных направлений государственной политики. Власти нередко инициируют создание таких школ. В России, согласно Классификации государственных общеобразовательных учреждений г. Москвы (1991), школы делились на два типа: традиционные и экспериментальные. При департаменте образования США существует Федеральное бюро экспериментальных школ, Президент Соединенных Штатов Америки Р. Никсон в 1970 г. направил послание к конгрессу, где предложил использовать пилотные школы в качестве "моста" между теорией и практикой образования. Департамент образования и Бюро экспериментальных школ в США во исполнение такой программы рассмотрели в 1971–1972 гг. до 500 проектов экспериментальных учебно- воспитательных учреждений.
Особенно внушительны масштабы создания нетрадиционных школ в США. В начале 1970-х гг. в Соединенных Штатах Америки начитывалось свыше 2 тыс., в 1977 г. – около 10 тыс., в 1994 г. – свыше 2,6 тыс., в 1997 г. – более 3,8 тыс., в 2000 г. – около 11 тыс. таких учебных заведений; в 2000 г. в них учились 612 тыс. школьников (1,3% всех учащихся).
В других странах масштабы скромнее. В России в 2006– 2007 гг. ежегодно оказывалась государственная поддержка 3 тыс. общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные проекты (по 1 млн руб. каждому). Во Франции в 1978–1979 гг. под эгидой Национального педагогического института действовали до 150 так называемых открытых школ.
Альтернативные школы
Зачинателем создания с 1970-х гг. так называемых альтернативных школ были США. В альтернативной школе действует принцип добровольности. Учителя, учащиеся и родители вправе выбирать между обычным и нетрадиционным обучением. Сделав выбор в пользу альтернативной школы, они должны участвовать в эксперименте. Девиз альтернативной школы – слово "да" новой, порой спорной, педагогической идее. Альтернативные школы предназначены тем, кто не желает ограничиться обычным образованием. Предлагались нетрадиционные занятия в музеях, научных лабораториях, библиотеках, просветительских центрах, по индивидуальным планам. Количество преподавателей по сравнению с обычными учебными заведениями увеличивалось. С учащимися могли заниматься не только педагоги, но и родители (смешанное преподавание).
Альтернативные школы провозгласили идеи учебы в качестве игры, творчества, радостного открытия. Среди часто используемых форм обучения – беседы, дискуссии, развивающие игры, упражнения творческого характера.
Российский вариант альтернативной школы предложил московский частный лицей "Ключ" (1990). Дети занимались в двух группах по 15 учеников в каждой. В группах работали два педагога-воспитателя, специалисты-мастера, что по замыслу организаторов школы позволяло строить диалогическую модель общения и осваивать картины мира. Организовывались выездные занятия. Участниками жизни "Ключа" были активные и заинтересованные родители. Они помогали при обычных и выездных занятиях.
К числу альтернативных школ в США относится множество проектов, в том числе "открытые школы", "круглогодичные школы", "неградуированные школы", "магнитные школы", "свободные школы", "школы будущего".