Пейзаж
Пейзаж (от фр. pausage – страна, местность) – это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан, метода писателя, а также от рода и жанра произведения.
Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником). Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя – страдающего, меланхолически-мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося; он отражает одну из центральных тем романтизма – разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроение персонажей. Так, герой поэмы Μ. Ю. Лермонтова "Мцыри" бежит из монастыря во время грозы, и это свидетельство его высоких вольнолюбивых устремлений. Яркая, экзотическая природа Кавказа соответствует внутреннему миру героя. Его душа так же необузданна и свободна, как буря. Гроза в романтическом произведении, разбушевавшаяся стихия – символ свободы. Для Мцыри побег – избавление от плена, начало осуществления его замыслов. Герой способен тонко чувствовать, понимать, любить природу, и любовь эта органически сочетается с его любовью к Родине и свободе. Не страх и смирение, а смелость духа и храбрость, не мрачные стены монастыря, а прекрасный, величественный мир, не покой и самоотречение, а тревога и битвы – вот смысл человеческого существования, высшее счастье, которое обретает герой в общении с природой, слившись с ней, став ее частицей.
Стихия горьковского Сокола – небо, его идеал – видеть "ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье". Небо, полное света, безграничное и прекрасное, – символ вольной жизни, борьбы. Жизненный идеал Ужа иной: мещанское благополучие, покой, мрачное, душное ущелье, где темно, "тепло и сыро".
Романтически окрашенным может быть пейзаж и в реалистическом произведении. Например, описание сада Плюшкина дано в приподнятом, романтическом стиле. Дикая красота старого, по живописного сада, в котором скрыта своеобразная прелесть, контрастирует с жизнью помещика, мерзостью запустения, которое он создает вокруг себя.
В эпических и драматических реалистических произведениях картины природы хотя и не составляют главного содержания, но имеют большое идейно-художественное значение и могут играть различную роль.
Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором развертывается действие. Например, в имении Головлевых постепенное умирание трех поколений помещичьей семьи происходит на фоне вечно серого, сумрачного неба, еще более усиливающего угнетающую обстановку.
Или пейзаж может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, т.е. как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются неразделимыми, воспринимаются как единое целое. Не случайно Μ. М. Пришвин подчеркивал, что человек – часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, хотя это означает не растворение личности в природе, а, наоборот, обретение ею радости, смысла и цели существования, раскрытие духовных и физических возможностей. Так, в романе "Анна Каренина" Л. Н. Толстой показывает, как Константин Левин, для которого деревня – место жизни и работы, радостей и страданий, вместе с мужиками косит траву, получая от этого не только физическое, но и духовное наслаждение. По мысли писателя, единение в процессе труда личности с природой и людьми – главное условие нормальной, счастливой жизни. Герои тетралогии о семье Пряслиных Ф. Λ. Абрамова сроднились с природой. Обремененные бесконечными заботами, они порой не замечают красот, их окружающих, и воспринимают какую- нибудь пейзажную деталь как полезную в крестьянском деле (например, описание заготовки Михаилом осиновых веников для овец или рассказ о поездке Лизы в лес, где она видит растущую но берегам ручья траву, которую хорошо было бы скосить для коровы).
Пейзаж может подчеркивать определенное душевное состояние героя либо оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы. Печорин по дороге к месту дуэли любуется свежим утром, чувствует красоту зеленых горных вершин, живописных утесов и трепещущей на виноградном листке росинки, а лучи солнца наводят на его душу "сладкое томление". Этим пейзажем передаются внутреннее волнение героя, его жажда жизни, любовь к природе. После дуэли, возвращаясь в тяжелом душевном состоянии, Печорин не видит и не чувствует окружающей красоты. Солнце казалось ему "тускло, лучи его... не грели". Доктор Старцев, герой рассказа А. П. Чехова "Ионыч", ожидает Котика, назначившую ему свидание. Внутренние переживания персонажа раскрываются через его восприятие кладбищенского пейзажа с контрастным сочетанием белого и черного. Испытывая вначале трепетное состояние, герой видит перед собой "мир, где так хорош и мягок лунный свет...". Затем, уже разочарованный, усталый, он уходит с кладбища, и в это время "луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом". Природа соответствует внутреннему состоянию Старцева, на душе которого тоже стало темно, мрачно.
Природа нередко выступает как живое существо, сопровождающее человека и взаимодействующее с ним. Яркие примеры – поэма "Мцыри" Μ. Ю. Лермонтова, рассказ И. С. Тургенева "Бежин луг" из "Записок охотника".
Пейзаж усиливает эмоциональное звучание произведения и углубляет его идейное ОГЛАВЛЕНИЕ, способствует раскрытию основной мысли писателя. Сопоставление пейзажных картин до и после создания города на Неве помогает А. С. Пушкину в поэме "Медный всадник" выразить свое отношение к преобразовательской деятельности Петра.
Пейзаж – одно из средств развития действия, один из его этапов, элементов сюжета, т.е. он может органически входить в развитие действия художественного произведения. Например, буран в степи в романе А. С. Пушкина "Капитанская дочка" в известной мере определил последующие взаимоотношения Гринева и Пугачева. Надвигающаяся гроза ускоряет развитие внутренней драмы Катерины, страшащейся кары небесных сил.
Гармония природы, ее естественная, благодатная красота может контрастировать с кричащими противоречиями социальной жизни, "безобразными" общественными отношениями. Описание прекрасной лунной ночи в начале стихотворения Н. А. Некрасова "Железная дорога" заканчивается словами поэта: "Нет безобразья в природе!", оттеняет бесчеловечное отношение "хозяев жизни" к униженным и бесправным строителям, к тем, кто создаст все ценности. Самодуры в "Грозе", а также забитые и угнетенные ими люди не замечают красоты окружающей природы.
Пейзаж может входить в ОГЛАВЛЕНИЕ произведения как часть национальной и социальной действительности, которую изображает писатель. Так, в романе "Евгений Онегин" природа тесно связывается с народной жизнью, в поэме "Кому на Руси жить хорошо" – с миром крестьянства, в эпопее "Тихий Дон" – с жизнью казачества и т.д. Без этих картин природы не было бы полноты воспроизведения действительности.
Отношение к пейзажу автора и его героев определяется особенностями их психического склада, их идейно-эстетическими взглядами. Онегин равнодушен к живописной местности – высокое поэтическое чувство ему недоступно, а восприятие природы Татьяной свидетельствует о поэтичности ее натуры. Для Ленского природа – "пристанище" поэтического вдохновения и философских размышлений, но он видит не окружающий (реальный) пейзаж, а созданный воображением. Зато для автора природа – источник истинного вдохновения. Сухая, мизантропическая душа Павла Петровича Кирсанова не позволяет ему видеть и чувствовать красоту природы. Не замечает ее и Анна Сергеевна Одинцова: она для этого слишком холодна и рассудочна. Для Базарова же "природа не храм, а мастерская...", т.е. он не признает эстетического отношения к ней. Кулигин в пьесе А. Н. Островского "Гроза" восторгается красотой приволжской природы, которая оказывает благотворное влияние на душу этого просвещенного и поэтически настроенного человека. Удивительно трепетное, тонкое отношение автора к красоте родного края ощущается в рассказе И. А. Бунина "Антоновские яблоки". Произведение пронизано не только ароматом яблок, но и самыми различными, дорогими автору запахами – земли, крестьянского труда, быта ("тонкий аромат опавшей листвы... запах меда и осенней свежести", "ржаной аромат новой соломы и мякины, запах костра, грибной сырости", "запах озябшего за ночь обнаженного сада").
Пейзаж может играть роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа "Отцы и дети", свидетельствующий о крестьянском разорении), символическую и аллегорическую (пьеса "Вишневый сад", "Песня о Буревестнике", поэма "Двенадцать", дуб – "царский листвень" в повести В. Г. Распутина "Прощание с Матерой" как символ вечно живой природы, одолеть которую человек не властен), композиционную или обрамляющую ("Судьба человека"), поэтическую или эстетическую (воспроизведение природы в художественных образах, в словах, звуках, красках, например в романе М. А. Шолохова "Поднятая целина", в произведениях Μ. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, В. И. Белова, В. А. Солоухина и др.).