Первый наукоград Российской Федерации
Первым в 2000 г. статус наукограда получил г. Обнинск Калужской области. Из федерального бюджета в 2001 г. для развития города в этом направлении было выделено 206,8 млн руб., из бюджета Калужской области – 208,9 млн руб., из бюджета г. Обнинска – 209,2 млн руб.
Деньги были потрачены на финансирование ряда программ.
1. Формирование инфраструктуры инновационной деятельности осуществлялось за счет создания инкубатора бизнеса в сфере высоких технологий и регионального выставочного центра научно-технических достижений.
2. В рамках развития производственной сферы Обнинска были инвестированы деньги в развитие производства изделий по новым инновационным технологиям, а также в создание муниципальной промышленной зоны.
3. Для социально-экономического развития города были произведены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, благоустройству города и оснащению ряда школ и медицинских учреждений современным оборудованием.
4. Развитию инвестиционной деятельности наукограда способствовали мероприятия по формированию благоприятного имиджа города и продвижение ряда инвестиционных проектов, в частности создание технопарка.
5. Приобретены права и запущен в эксплуатацию Региональный центр Межрегионального комплекса делового сотрудничества "Союзинформ".
6. Для развития международного сотрудничества были выпущены путеводители и справочники по г. Обнинску.
7. Заложены основы создания Обнинской городской компьютерной сети как основы единой информационной среды наукограда.
8. Реализован ряд программ для подготовки кадров: спонсировано проведение ряда семинаров, выплачивались именные стипендии, реализовывались иные проекты по созданию условий для учебы студентов и аспирантов.
Присвоение муниципальному образованию официального статуса наукограда является основанием для предоставления городу финансовой поддержки, которая осуществляется в форме финансирования научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Также осуществляется материально-техническое обеспечение инфраструктуры наукограда. Финансирование может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов РФ, местного бюджета или иных источников. При этом одной из целей реализации программ развития первых наукоградов России было достижение их бездотационного развития. Этого можно достичь за счет создания в наукоградах производства готовой продукции, основанной на инновационных разработках, т.е. создания условий для активизации взаимодействия государственных научных организаций, промышленных предприятий и инновационных структур. Важно, чтобы администрация и жители города понимали, что научные изыскания и разработки должны в конечном счете быть направлены на решение каких-либо существующих в обществе проблем. Создание в рамках экономики наукограда полного производственного цикла выпуска конечного продукта – один из перспективных путей развития города. При этом нельзя забывать о необходимости проведения фундаментальных исследований, без которых невозможны инновации завтрашнего дня.
Наукоград – долгострой[2]
Почти четыре года в начале 2000-х гг. статуса наукограда, используя различные каналы политического лоббирования, добивался Петергоф. Основным проектом, на который возлагались большие надежды, должен был стать инновационно-технологический центр – комплекс из семи зданий общей площадью более 40 тыс. кв. м. Предполагалось, что научное развитие Петергофа должно позволить ему стать аналогом Силиконовой долины и обеспечить условия для реализации на практике идей выпускников Санкт- Петербургского государственного университета, часть зданий которого базируется в Петергофе.
Однако к началу 2011г., когда пятилетний срок действия с трудом полученного статуса закончился, на строительство комплекса не было получено ни разрешения, ни денег. Статус "наукограда" для Петергофа не был продлен, в отличие от некоторых других городов (Бийск, Пущино), получавших этот статус одновременно с ним и сохранивших его еще на пять лет.
Подводя итог сказанному, можно отметить важность решения проблемы моногородов и их разновидностей. С одной стороны, их существование может быть экономически оправданным за счет экономии на масштабе (если имеет место концентрация производства какой-то отрасли в этом городе). С другой стороны, часть этих территорий является наследием плановой экономики нашей страны, и ряд возникающих в их развитии проблем вызван неспособностью (по разным причинам) таких городов перестроиться па новые экономические отношения. В то же время чрезвычайно важно не растерять накопленный территориями ресурсный потенциал. В первую очередь это касается уникальных специалистов высокого уровня.