Первые российские монополии
Старейшим монопольным объединением (синдикатом) в России можно считать "Конвенцию страховых от огня обществ", учрежденную в конце 1870-х гг. Известно, что в России конца XIX – начата XX в. уровень торговой прибыли значительно (по расчетам современных экономистов в 2–3 раза) превышал уровень прибыли в производственной сфере (в западных странах было наоборот). Естественно, что владельцы предприятий стремились избавиться от торговых посредников и продавать свою продукцию самостоятельно. Отчасти вследствие этого для российской экономики были характерны предпринимательские объединения в виде синдикатов, занимавшихся централизованным сбытом, а не производством продукции, как это было в трестах на территории США. Единственная попытка создания русского треста на базе синдиката "Продамет" потерпела крах из-за противодействия дворянства, земств и некоторых политических партий (в первую очередь, октябристов), активно выступавших против монополистического капитала и требовавших непризнания правительством любых форм монополистических объединений.
Первым синдикатом европейского типа, появившимся в России, был основанный при участии германских предпринимателей в 1886 г. синдикат гвоздильных и проволочных фабрик. Он стал базой для созданного в 1903 г. синдиката "Гвоздь". После его распада в 1908 г. был образован российский синдикат "Проволока".
Первым сугубо российским синдикатом принято считать созданный при непосредственном участии правительства в 1887 г. синдикат сахарозаводчиков. Министр финансов России Бунге писал в 1886 г. по этому поводу в докладе Совету министров следующее: "Соглашение заводчиков между собой во имя их общего интереса могло бы принести существенную пользу делу, и заводчики мог ли бы образовать между собою синдикат". Стратегии синдиката: нормирование объемов производства каждого завода данной подотрасли с обязательством вывоза за границу всего объема, произведенного сверх нормы – и правительства: высокий акциз на сахар, возврат акциза при вывозе, премии за вывоз сахара из страны – привели к повышению внутренних цен и дешевому экспорту. В 1900 г. российский сахар в Лондоне стоил 2 руб. 48 коп. за пуд, а па внутреннем рынке самой России – 6 руб. 15 коп. за пуд.
Другое старейшее монополистическое объединение – "Экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков" был создан в 1892 г. при открытом содействии российского правительства, которое в интересах нефтепромышленников значительно снизило им фрахтовые тарифы на закавказской железной дороге.
Концентрация капитала (и, соответственно, образование монополий) усилилась во время экономического кризиса 1900-1903 гг.
К 1905 г. в России функционировали более 30 монополий. Приведем некоторые из них:
• 1902 г. – крупнейшая российская монополия "Общество для продажи изделий русских металлических заводов" ("Продамtт"), Она объединила более 30 заводов юга России, Польши, Прибалтики и Урала (17% всех металлургических предприятий империи). В 1912 г. "Продамет" выпускал 83,5% общегосударственного объема производства сортового железа, 81,2% листового железа, 75,8% железнодорожных рельсов.
Взаимодействующее с "Продамет" общество "Трубопродажа" ("Общество для продажи чугунных труб и устройства водопроводов и канализаций") захватило почти 100% российского сбыта железных груб.
• 1903 г. – "Общество для продажи изделий русских зеркальных заводов" – 100% зеркального производства.
• 1904 г. – "Общество для торговли русских вагоностроительных заводов" ("Продвагон"). К 1912 г. имело 97% российских заказов на вагоны.
Аналогичный синдикат паровозостроительных заводов объединил 90–100% общего выпуска паровозов.
• 1906 г. – "Общество для торговли минеральным топливом Донского бассейна" ("Продуголь") имело 75%
добычи угля в Донбассе. В 1914 г. после многочисленных жалоб правительство начало судебное расследование деятельности синдиката, но после финансового давления со стороны французских акционеров судебное дело было прекращено.
• 1907 г. – "Съезд фабрикантов сельскохозяйственных машин и орудий". К началу Первой мировой войны в этом объединении сконцентрировалось около 72% производства данной продукции.
• 1908 г. – синдикат "Медь" к 1914 г. сосредоточил 94% российского производства меди, "Продаруд" – 80% добычи железной руды.
• 1910 г. – "Синдикат суконных фабрик".
• 1912 г. – "Синдикат льнопромышленников".
• 1913 г. – "Табачный синдикат".
Помимо перечисленных действовали "Русское товарищество торговли цементом" (90% рынка отрасли), "Треугольник" (100% резиновой промышленности), синдикаты – стекольный, спичечный, электрический, асфальтовый, пробочный, "Съезд мукомолов" и т.д.
С 1906 г. в России функционировал "Совет съездов представителей промышленности и торговли" – самая влиятельная экономическая организация крупных промышленников, имевшая покровителей в правительстве и Государственной думе. Вот как характеризовал отношения между правительством и "Советом съездов" журнал "Промышленность и торговля": "...Совет нашел в себе полное сочувствие в лице правительства и, в частности, в тех министерствах..., деятельность которых наиболее тесно связана с экономической жизнью страны... Представители “Совета съездов” выступали перед правительством со всесторонне обоснованными и солидарными мнениями, которые в большинстве случаев оказывали существенное влияние на решение правительственных совещаний".
Но в российском дореволюционном (до 1917 г.) законодательстве предусматривались серьезные меры против предпринимательских объединений. Так, за сговор промышленников или торговцев с целью повышения цен на предметы первой необходимости главным соучастникам грозило тюремное заключение от 4 до 8 месяцев, прочим участникам – от 3 недель до 3 месяцев или штраф. Если подобный сговор вызывал дефицит продуктов или нарушение общественного спокойствия, наказание значительно ужесточалось. Однако случаев возбуждения уголовных или административных мер почти не было, так как предприятия обычно образовывали некое акционерное общество (а фактически – синдикат) под стандартным названием "Контора по продаже...", которому намеревались продавать производимую ими продукцию по известной цене. Такое общество, в свою очередь, обязывалось сбывать этот товар на рынке по своим ценам. Таким образом, формально отсутствовал признак соглашения промышленников о продаже товаров потребителям по заранее определенным ценам.
Правда, Совет министров мог принять и другие меры в отношении предпринимательских объединений в случае, если они значительно завышали цены. Совет мог изменить железнодорожные тарифы, изменить или отменить таможенные пошлины, ввести вывозные пошлины.
По существу, ограничение производства и повышение цен, осуществляемые русскими монополиями в XIX– XX вв., поддерживались и самим правительством. К примеру, в начале XX в. был учрежден специальный комитет по распределению заказов на железнодорожное оборудование (рельсы, вагоны и пр.). Он функционировал до 1914 г. и устанавливал для небольшого числа наиболее крупных заводов-"фаворитов" повышенные цены на покупаемую правительством продукцию, создавая выгодные условия для их владельцев.
По рекомендации дворянства и отдельных депутатов Государственной думы столыпинское правительство создало особое Совещание при Министерстве торговли и промышленности по рассмотрению вопроса о синдикатах и трестах. Совещание признало нецелесообразными запретительные меры против монополистических объединений и сочло, что правительство должно бороться лишь со злоупотреблениями в этой области, но не с самими синдикатами, рожденными развитой экономикой. Министр торговли и промышленности страны сказал: "Всякое объединение, будь то производители или рабочие, должно всячески поддерживаться и поощряться, ибо в объединении залог успеха и процветания промышленности".
По оценкам современных специалистов, к началу Первой мировой войны (1914 г.) иностранный капитал владел акциями российских компаний на сумму почти в 2 млрд руб., а ежегодные дивиденды по этим вложениям составляли 150 млн руб.
В числе первых иностранных инвесторов в России были французские и бельгийские предприниматели, которые вложили значительные средства в создание металлургических и металлообрабатывающих предприятий. Немецкие капиталы концентрировались в горнодобывающей и химической промышленности, а английские предприниматели специализировались на добыче и переработке нефти.
Иностранный капитал контролировал в России почти 90% добычи платины; около 80% добычи руд черных металлов, нефти и угля; 70% производства чугуна. Эти цифры говорят о том, что в поиске средств для экономического развития царское правительство пошло по наиболее легкому пути – привлечению иностранных займов и предоставлению концессий. Иностранные компании, имевшие ограничения на ввоз товаров в Россию, пользовались достаточно большой свободой при размещении инвестиций внутри страны.
При этом они часто злоупотребляли этой свободой, нещадно эксплуатируя природные ресурсы России, не стимулировали, а нередко тормозили развитие тех отраслей, которые могли обеспечить экономическую независимость страны. Мало того, что российская промышленность нещадно эксплуатировалась в пользу иностранных владельцев и разрушалась, при этом еще и прибыль вывозилась в виде купленного за рубли золота из госрезервов.
Следует иметь в виду, что иностранные инвесторы 1896–1914 гг. приходили в уже индустриально развитую страну, с готовым и относительно дешевым рабочим классом. Поэтому и среди так называемых "инвестиций", направлявшихся просто на грабеж природных ресурсов, были и инвестиции в производящие отрасли, ориентированные не на рыночную прибыль, а на выплаты из российского государственного бюджета.