Первая российская Конституция
Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила, хотя и весьма небольшой, опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.
Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.
Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.
В Декларации были зафиксированы и основы государственного строя: "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам". Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: "III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти".
Как уже отмечалось, Декларация по-новому решала вопрос о форме государственного единства Советской России. В ней провозглашались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.
Таким образом, этот акт в течение какого-то времени мог выполнять функции Конституции. Он был как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном Законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос
О форме государственного единства был решен лишь в принципе, правовая система только создавалась, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.
Тем не менее на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. При принятии резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики" левые эсеры внесли предложение дополнить данный проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918 г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного Закона Российской Советской Республики.
30 марта 1918 г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я.М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного Закона. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии. Она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.
Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом). Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов, его заместителем - М.Н. Покровский, секретарем - В.А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли три члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели.
Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против двух-трех эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии. Столкновения мнений возникали не только на межпартийной основе, но и между самими большевиками. И не удивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.
Серьезный спор возник уже в начале работы. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И.В. Сталину и ответственному работнику Наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М.А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах организации государственного единства Российской Республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейенер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным ОГЛАВЛЕНИЕм которых была проблема федерации.
М.А. Рейенер исходил из представлений о том, что национальный вопрос - пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим Рейенер мыслил РСФСР как федерацию "трудовых коммун", практически - как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т.п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 г., когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.
И.В. Сталин придерживался иных позиций. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством пять против трех голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в Наркомате юстиции.
К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенный текст Основного Закона еще отсутствовал. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я.М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю.М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я.С. Шейнкману завершить работу над проектом.
В.И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был опубликован.
Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из шести членов и трех кандидатов. По докладу Ю.М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918 г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной Закон был опубликован в "Известиях ВЦИК" и с этого момента вступил в силу.
Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране. В ней были закреплены коренные принципы советской демократии.
Статья 10 Основного Закона гласила: "Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах".
Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Предусматривалось и два таких случая конкретно. Статья 65 исключала из избирательного корпуса лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что защищать революцию с оружием в руках могут только трудящиеся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей: военно-транспортных, военно-строительных и т.п.
Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме закреплен в ст. 22 Конституции: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то. ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия".
Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов "без всяких затруднительных формальностей" права российского гражданства.
Конституция исходила также из равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то что специальной статьи об этом в тексте нет, такой принцип последовательно проводился в Основном Законе. Уравнение женщины с мужчиной подчеркивалось в избирательном праве, где оно имеет особое значение.
Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: совести (ст. 13), слова и печати (ст. 14), собраний (ст. 15), объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся - классовых, нет все права предоставлялись только трудящимся.
Мы помним, что подобные свободы существовали и до Октября. Они были установлены явочным порядком сразу после Февральской революции, и большевики в меру возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной пропаганде и организации. Теперь данные свободы закреплялись на конституционном уровне. В связи с этим важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви..." (ст. 13); "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг..." (ст. 14). Аналогичным образом строились и другие статьи.
Действительно, отделение церкви от государства означало раскрепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного религиозного воспитания. Правда, и сама норма, и особенно негибкая политика властей привели к конфликту между церковью и государством. Мирного сосуществования между ними не получилось, откровенно воинственная оппозиция церкви новой власти скоро вызвала репрессии против церковников. АИ. Деникин упоминал и об оборотной стороне медали: на белогвардейской территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с Советской властью.
Очень серьезной проблемой для левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашалась, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это оказалось в руках пролетарского государства.
Даже в годы гражданской войны реально осуществлялась свобода слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919-1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии истории Н. Бердяев, раскритикованный В.И. Лениным еще до революции.
Конституция отразила такую черту советской демократии, как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив первые, она называла и вторые. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашала всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 - всеобщую воинскую обязанность.
В Конституции закреплены основные принципы организации государственного единства, ранее уже провозглашенные Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшей теперь в Основной Закон. Кроме того, эти вопросы нашли отражение в других частях Конституции. В частности, в ней имелась противоречивая статья (ст. 11); "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы...
Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику".
Получается, что закон смешивает понятия федерации и автономии, фактически провозглашая именно вторую - государство с автономными включениями. Этими включениями являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.
В ст. 49 Конституции определена компетенция высших органов власти РСФСР; здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами. В качестве важнейшего принципа закреплялась добровольность объединения. В ст. 2 говорилось, что РСФСР "учреждается на основе свободного союза свободных наций", в ст. 8 - о стремлении создать "действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России". Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения.
Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период ее формирования. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.
Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования государства. Автономия являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса.
Национально-территориальный принцип означает, что автономия строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности, т.е. субъектами права здесь являются не народы, а их государственные образования. Поэтому следует отметить неточность, содержавшуюся в ст. 2, в которой говорилось о "союзе наций", и в ст. 8, упоминавшей о "союзе трудящихся классов всех наций". Эти формулировки следует, очевидно, расценивать не как юридические, а как общеполитические.
Практика осуществления национально-территориального принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918г., как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно.
Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Конституция упоминала также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления, согласно Конституции, являлись народные комиссариаты, которых теперь стало 18.
Фиксировалась и структура местных органов власти и управления.
Органы Советской власти всех степеней были выборными, и закон закреплял основные принципы советской избирательной системы.
О судоустройстве в Конституции не говорилось.
Основной Закон 1918 г. стал не только первой советской, но и первой в истории России конституцией.