Перцептивная готовность и перцептивные гипотезы

Эти работы и их выводы послужили Брунеру основой для выдвижения гипотезы, описывающей процесс порождения перцептивного образа. Она получила название гипотезы перцептивной готовности. Согласно этой гипотезе образ восприятия в значительной степени зависит от того, насколько готовы в данный момент перцептивные категории, которые обеспечивают его формирование. Если какая-либо из перцептивных категорий не готова, процесс восприятия будет затруднен, и в итоге может возникнуть иллюзорный образ.

Представьте себе, что вы стоите вечером или в плохую погоду, когда затруднена видимость, на остановке и с нетерпением ждете автобуса. Велика вероятность в этой ситуации, что вы примете за приближающийся автобус грузовик, похожий на него. Понятно, что эта иллюзия связана с тем, что вы готовы в первую очередь увидеть приближающийся к остановке и ожидаемый вами автобус, а не грузовик, который вы не ждете.

Итак, гипотеза перцептивной готовности Брунера утверждает, что восприятие прежде всего включает акт категоризации сенсорной информации, поступающей на органы чувств. На "вход" организма подается некоторое воздействие, а он отвечает, относя его к соответствующему классу вещей или явлений. На основе определенных характеристик или критических свойств воздействия происходит избирательное отнесение объекта к той, а не иной перцептивной категории. Это и есть процесс категоризации.

Далее Брунер указывает на то, что понятие "готовность категории" хорошо объясняет факт избирательности нашего восприятия. Чем больше готовность категории, тем: а) меньше необходимо информации для отнесения объекта к этой категории; б) шире набор характеристик "входа", которые будут приняты как соответствующие этой категории; в) вероятнее, что другие категории, в той же или даже большей степени соответствующие "входу", будут заторможены (Брунер, 1977).

Процесс восприятия, таким образом, описывается как развернутый во времени процесс конструирования перцептивного образа на основе актов категоризации и поиска релевантной информации. Он включает в себя четыре основных стадии.

1. Первичная категоризация.

2. Поиск признаков.

3. Подтверждающая проверка.

4. Завершение проверки.

На стадии первичной категоризации осуществляется, как говорит Брунер, первичный "безмолвный" процесс, обеспечивающий перцептивную изоляцию объекта или явления. Здесь еще исключена какая-либо сложная когнитивная активность. На этой стадии "значение" события может ограничиваться только тем, что это – "объект", "звук" или "движение".

На следующей стадии – стадии поиска признаков – запускается процесс, который должен обеспечить субъекта восприятия более богатой сенсорной информацией. Если первичное соответствие оказывается неточным или вероятность связи между признаками найденной категории в прошлом опыте очень мала, на сцене появляется сознательный поиск признаков, который призван ответить на вопрос: "Что это за вещь?"

Субъект начинает искать дополнительные признаки, которые помогли бы ему более точно категоризировать объект. При таких обстоятельствах "входы" организма оказываются максимально "открытыми", т.е. наша сенсорная система готова воспринять как можно больше информации.

Результатом поиска признаков является предварительная категоризация. Она запускает следующий этап построения перцептивного образа – стадию подтверждающей проверки. На этой стадии происходят качественные изменения в характере процессов поиска признаков. "Открытость" входов, характерная для предыдущей стадии, резко сокращается. Это значит, что теперь поиск ограничивается лишь кругом признаков, которые могут подтвердить предварительную категоризацию. Другие признаки просто не "замечаются" системой восприятия.

Наконец, на четвертой, завершающей, стадии осуществляется завершение проверки. Для этой стадии, как указывает Брунер, характерно окончание поиска признаков.

"Открытость" к дополнительным признакам здесь почти исчезает, и несоответствующие найденной категории признаки либо отбрасываются, либо блокируются. Если объект отнесен к категории с высокой вероятностью, то порог опознания конфликтных для этой категории признаков увеличивается почти на порядок. Если же восприятие осуществляется в условиях обедненной стимуляции, как это имеет место, скажем, в нашем примере с автобусной остановкой, конфликтные признаки, тем не менее, могут постепенно перевесить, и процесс построения образа восприятия вернется на предыдущую стадию. Это возвращение может быть связано с появлением новой, более вероятной перцептивной категории.

Идеи Брунера о перцептивной готовности в значительной степени пересекаются с представлениями о процессах восприятия, которые были развиты в работах еще одного видного англо-американского исследователя и теоретика восприятия Р. Грегори (1923–2010). Его точка зрения на процесс формирования перцептивного образа получила название теории перцептивных гипотез.

Согласно этой теории восприятие представляет собой мыслительный процесс, в котором происходит порождение и "экспериментальная" проверка перцептивных гипотез (Грегори, 1972). Чем беднее сенсорная стимуляция, тем больше вероятность того, что выдвинутая гипотеза будет отвергнута. В этом случае возникают иллюзорные образы, а сам процесс порождения перцептивного образа может быть значительно растянут во времени.

Важным отличием теории Р. Грегори от рассмотренной в предыдущем параграфе теории Дж. Гибсона является то, что в теории Грегори подразумевается, что сенсорная информация всегда оказывается беднее образа восприятия. Иными словами, предполагается, что нам в процессах восприятия всякий раз доступна лишь часть свойств объекта, так как далеко не всегда эти свойства могут воздействовать на наши органы чувств непосредственно. Например, когда мы смотрим на воду в пруду холодным осенним днем, мы склоны воспринимать ее холодной и жидкой, хотя и не имеем непосредственного чувственного контакта с этими свойствами воды. Эти характеристики домысливаются нами на основе выдвинутых гипотез.