Перспективы регионального сотрудничества
Региональное сотрудничество в сфере безопасности в Восточной Азии набирает всевозрастающие темпы. Начало этому процессу было положено в 1967 г. с созданием Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Таиландом и существовавшим в то время Южным Вьетнамом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В Балийском договоре, подписанном главами государств Ассоциации в 1976 г. на индонезийском острове Вали, обозначены принципы обеспечения мира и сотрудничества ее стран-членов. В 1984 г. после получения независимости от Великобритании к АСЕАН присоединился Бруней, а в 1995 г. се членом стал Вьетнам. В 1997 г. ряды этих стран дополнили Лаос и Бирма. К настоящему времени АСЕАН стала весьма влиятельной международной организацией во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Главные цели этой организации — развитие экономического, социального, культурного и других видов сотрудничества стран — членов АСЕАН, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. АСЕАН сыграла немаловажную роль в социальном и экономическом развитии указанных стран, способствовала возрастанию их политического влияния в регионе. В последнее время наметилась тенденция к активизации деятельности АСЕАН. Некоторые ее лидеры высказывают мысль о необходимости регионального сотрудничества в области обороны.
Однако здесь отсутствует общий культурный, идеологический и исторический опыт, характерный для Западноевропейского союза или Запада в целом. Еще более важно то, что нет общей для всех членов угрозы. Успехи, достигнутые АСЕАН, — относительные мир, стабильность и безопасность — все еще не составляют основу для более широкого военного сотрудничества. Скорее, они позволяют каждому государству идти собственным путем.
Можно констатировать, что в регионе пока что отсутствуют хотя бы контуры коллективных механизмов совместного предупреждения кризисов и реагирования на них, не отработана модель миротворчества. Государства Восточной Азии практически не готовы к совместным ответам на возможные непредсказуемые осложнения военно-политической ситуации по каким бы то ни было причинам. В этом отношении развитие военно-стратегической ситуации в регионе по многим параметрам заметно отличается от ситуации на евроатлантическом направлении.
В политическом сознании руководителей большинства азиатских государств не без определенных оснований превалирует убеждение в том, что европейский опыт не соответствует особенностям и реалиям современных международных отношений в Азии. Поэтому здесь пока что не прослеживаются какие бы то ни было признаки формирования системы безопасности но типу ОБСЕ. Важным препятствием на пути региональной интеграции являются высокая динамика происходящих процессов и событий, этнонациональные, конфессиональные и иные различия, сочетание нескольких типов культур, социально-политических систем и др.
В целом возрождение азиатского самосознания во многом стимулируется вызовами со стороны Европы и США. Шаги стран ЕС по созданию единого рынка и США по формированию североамериканской зоны сопроцветания, естественно, порождают у руководителей азиатских стран стремление к консолидации. Так, призыв бывшего премьер-министра Малайзии М. Мохамеда создать Восточноазиатский экономический совет можно рассматривать во многом как реакцию на интеграционные тенденции в Западной Европе и Северной Америке.
Уже созданы такие влиятельные организации, как APEC — Межправительственная конференция по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (форум, организованный в 1989 г. странами Азии и Северной Америки); РЕСС — Тихоокеанский совет экономического сотрудничества; РВЕС — Экономической совет бассейна Тихого океана; АТЭС — Азиатско-Тихоокеанский экономический совет и др. Обсуждаются грандиозные проекты экономической интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который рассматривается как вызов объединенной Европе и североамериканской зоне свободной торговли. Страны региона, составляющие своего рода восточноазиатский "концерт держав", стремятся принять активное участие в формировании нового мирового порядка и занять в нем достойное место.
Показательно, что уже города региона (Токио, Сингапур, Гонконг, Шанхай и др.) продолжают отвоевывать позиции у таких признанных финансово-экономических центров, как Лондон, Нью-Йорк, Париж. Учитывая эти реальности, бывший премьер-министр Японии Я. Накасоне и его коллеги выступили с предложением расширить эту концепцию в направлении создания "Тихоокеанского экономического и культурного дома".
Но дает ли все сказанное основание для вывода, что на смену американскому веку приходит японский или азиатско-тихоокеанский век? Непредвзятый анализ намечающейся расстановки сил в рамках мирового сообщества позволяет заключить, что сама постановка вопроса в такой форме страдает недопустимыми упрощенчеством и схематизацией, не учитывающими новые мировые реальности, которые невозможно объяснить в традиционных понятиях и категориях.
А реальности состоят в том, что Восточная Азия уже стала (или, во всяком случае, становится) равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества, и эта ее роль в обозримой перспективе, как показывают тенденции развития региона, будет неуклонно возрастать.
При этом, отбрасывая возможные досужие мысли о желтой или иной опасности для Запада, мы со всей серьезностью должны осознать, что индивидуалистическая парадигма если полностью не исчерпала свои творческие потенции, то, во всяком случае, потеряла свое былое полное преимущество над органической парадигмой. По-видимому, XXI столетие будет веком тех народов и культур, которые сумеют достичь оптимального синтеза индивидуалистического и органического, западного и восточного начал.