Перспективы развития законодательства о бухгалтерском учете
Учитывая процесс последовательной интеграции Российской Федерации в мировую экономику, в настоящее время возникает необходимость реформирования национального бухгалтерского учета в направлении сближения его с международными стандартами бухгалтерского учета (International Accounting Standards). Остановимся на этом вопросе кратко.
Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ) и финансовой отчетности (МСФО)[1]. Международные стандарты разработаны Комитетом по Международным бухгалтерским стандартам (КМБС), образованным в 1973 г. в результате соглашения между организациями бухгалтеров ряда развитых стран. МСБУ носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Стандарты состоят из двух частей: общей концепции и самих стандартов[2]. Общая концепция не является стандартом, однако она служит основой для них, поскольку именно в ней отражаются общие цели пользователей и методология учета. Согласно общей концепции выделяют семь групп пользователей, а именно: инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность.
В основу концепции положены такие основные принципы, как начисление, непрерывное функционирование, значимость, достоверность, осмотрительность[3].
1. Начисление. В соответтвии с этим принципом факты хозяйственных операций отражаются в учетных записях и включаются в бухгалтерскую отчетность периодов, в течение которых такие операции были совершены, вне зависимости от того, когда денежные средства или их эквивалент получены или выплачены. Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но и об обязательствах и правах, которые возникнут у компании в будущем.
2. Непрерывное функционирование. Этот принцип предполагает наличие деятельности компании в обозримом будущем. Предполагается, что компания не будет ликвидироваться или существенно сокращать масштабы своей деятельности.
Если такое намерение или необходимость существуют, то отчетность должна составляться на другой основе.
3. Значимость. Бухгалтерская информация предполагается значимой, если ее пропуск или ошибочное исчисление могут повлиять на решения, принимаемые пользователями.
4. Достоверность. Этот принцип означает объективное и точное отражение всех фактов хозяйственной деятельности и финансового положения компании в целом.
5. Осмотрительность. Данный принцип предполагает два четких правила:
– прибыль, возникшая в отчетном периоде, должна быть отражена в том периоде, когда были реализованы ценности или оказаны услуги;
– убыток должен быть отражен в периоде, когда он возник[4].
Кроме того, Международные стандарты бухгалтерского учета устанавливают, что бухгалтерская отчетность должна обладать рядом качественных характеристик, которые являются атрибутами, делающими предоставляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователя. К таким характеристикам отчетности относятся: понятность, уместность, надежность, нейтральность и сопоставимость[5].
1. Понятность. Основным качеством информации, предоставляемой в финансовой отчетности, является ее доступность для понимания пользователем. Следует обратить внимание на то, что в российском законодательстве эта характеристика сформулирована недостаточно четко.
2. Уместность. Информация является уместной для пользователя, когда она влияет на принятие им экономического решения, помогая оценивать прошлые, настоящие и будущие события.
3. Надежность. Отчетность считается надежной в том случае, если в ней нет существенных ошибок и искажений и пользователи могут положиться на нее как на представляющую правдиво то, что она должна представлять.
4. Нейтральность. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть непредвзятой. Финансовая отчетность не должна быть изначально ориентирована на достижение конкретного результата.
5. Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за различные периоды ее деятельности для того, чтобы определять тенденции в ее финансовом положении. Сопоставимость также означает возможность сравнения финансовой отчетности разных компаний.
Поскольку МСБУ и МСФО носят рекомендательный, а не обязательный характер, каждая страна сама решает, следовать ей международным стандартам или взять их за основу при разработке национальных стандартов бухгалтерского учета. Вместе с тем отмечается, что кодификация бухгалтерской практики с помощью стандартов имеет позитивное значение, поскольку "в результате свидетельские показания экспертов в процессе досудебного разбирательства по поводу правильности отражения тех или иных операций теперь рассматриваются не как мнение отдельно взятого, конкретного специалиста-практика, а как коллективный взгляд профессионалов (их единое мнение). Доказательства из сферы бухгалтерского учета (accountancy evidence) сегодня имеют больший вес, чем ранее"[6].
Таким образом, очевидно, что основное назначение международных стандартов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности состоит в обеспечении единообразной информации о состоянии активов и пассивов компаний в виде, доступном для понимания как внутри страны, так и за ее пределами. При этом отчетность, сформированная на основе требований международных стандартов, которые прошли многолетнюю практику апробации, отличается как высокой информативностью для внешних пользователей, так и высокой степенью существенности.
Основные мероприятия, предпринятые с целью сближения российской бухгалтерской отчетности с МСФО. В целях сближения национального бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами в Российской Федерации была принята Программа реформирования бухгалтерского учета, которая включает несколько этапов.
На первом этапе реформирования в 1997 г. была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Министерстве РФ 29 декабря 1997 г.
[7] Концепция ориентировала на модель рыночной экономики. При ее разработке были учтены опыт стран с рыночной экономикой, стандарты международной финансовой отчетности.На втором этапе реформирования в 1998 г. была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. В ней было предусмотрено осуществление системы мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям:
– методологическое обеспечение реформы, совершенствование нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности, в том числе подготовка 24 стандартов бухгалтерского учета в течение двух лет и нового Плана счетов бухгалтерского учета;
– реорганизация системы управления бухгалтерского учета;
– подготовка и переподготовка кадров, способных вести бухгалтерский учет с учетом международных стандартов.
В развитие Программы приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 была утверждена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Концепция конкретизировала направления сближения российских стандартов и МСФО на среднесрочную перспективу. Можно выделить следующие ключевые моменты Концепции:
– параллельное использование двух систем стандартов финансовой отчетности – международной и российской;
– создание системы саморегулируемых организаций, которые должны способствовать развитию профессиональных навыков бухгалтера и аудитора посредством проведения аттестаций, дополнительного обучения, установления этических правил и профессиональных норм.
Под саморегулируемыми организациями (СРО) понимаются созданные в целях саморегулирования на условиях участия негосударственные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли, рынка производимых товаров, либо включающие организации одного вида деятельности. СРО могут устанавливать правила (требования), распространяющиеся на ее членов, и контролировать их соблюдение. В дальнейшем таким организациям могут быть переданы те или иные избыточные функции государственного регулирования сферой учета.
Следует отметить, что вне зависимости от органа, регулирующего методологию национального бухгалтерского учета, МСФО предусматривают переход от жесткой регламентации порядка отражения активов, обязательств, доходов и расходов к составлению отчетности на основании преимущественно общих принципов и реальное использование на практике таких понятий, как "правдивое представление отчетности", "преобладание сущности над формой", "нейтральность", "осмотрительность" и "полнота", а также использование понятия "справедливая стоимость"[8] для оценки активов, обязательств, доходов и расходов. Например, МСФО предполагают в случае гиперинфляции корректировку статей баланса и отчета о прибылях и убытках, которая учитывает влияние изменения цен на отдельные статьи бухгалтерской отчетности.
В целом можно констатировать, что к настоящему времени многие из перечисленных задач были последовательно решены. Так, были приняты Закон о бухучете, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", часть вторая НК РФ, БК РФ, блок положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. В ближайшей перспективе предполагается приведение действующих в настоящее время положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в соответствие с Законом о бухучете и МСФО.