Перспективы развития государственной гражданской службы субъектов РФ

Пункт 4 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" предусматривает, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ – это разветвленная система правовых норм. В рамках нового (базового) федерального и регионального законодательства о государственной гражданской службе отражены нормы, связанные с определением правовых основ организации государственной гражданской службы субъекта РФ, правового положения (статуса) государственных гражданских служащих субъекта РФ, а также ряд правовых норм, регулирующих прохождение государственной гражданской службы субъекта РФ.

Правовое регулирование государственной гражданской службы – это создание базовых условий, т.е. "правил игры" в системе государственного управления. Эти правила и являются основанием для процесса организации государственной гражданской службы. Организация государственной гражданской службы субъекта РФ находится в ведении субъекта РФ на основе законодательно определенных принципов и подходов.

Не менее значимую роль в укреплении государственной гражданской службы субъектов РФ играет Указ Президента РФ от 19.11.2002 № 1336 "О федеральной программе “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 гг.)”". На основании этого Указа в субъектах РФ разрабатываются и реализуются планы мероприятий по реформированию государственной гражданской службы субъектов РФ.

Принятая в 2009 г. Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009– 2013 годы)"[1] также имеет целью создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Основными направлениями реализации Федеральной программы являются:

– формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

– внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

– повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

В Федеральной программе реформирования государственной службы справедливо обращается внимание на то, что такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу высококвалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных и муниципальных служащих в негосударственный сектор экономики. Это снижает эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных и муниципальных служащих.

Пример из практики

На сайте Федерального портала управленческих кадров был проведен опрос: "Какой, на ваш взгляд, наиболее значимый фактор может препятствовать результативной работе государственных служащих?" В опросе приняли участие 2388 человек, преимущественно незарегистрированные пользователи Федерального портала управленческих кадров (96,4%)[2].

Практически треть опрошенных (30,5%) считают, что наиболее значимым фактором, препятствующим результативной работе государственных служащих, является низкий уровень оплаты труда. Этот вариант является приоритетным как для самовыдвиженцев, так и для представителей федеральных органов исполнительной власти (центральных аппаратов и территориальных органов). Также значительная часть опрошенных (18,8%) сочли наиболее значимым такой фактор, как отсутствие зависимости оплаты труда от фактических результатов. Исходя из этого, следует отметить, что в целом половина респондентов увязывает результативность работы с материальным стимулированием.

Значительным резервом для повышения результативности работы государственных служащих является уровень профессионализма работников. Общий низкий уровень профессионализма работников отметили 26,9% опрошенных. 10,6% участников опроса считают, что ограниченные возможности для карьерного роста являются фактором, препятствующим результативной работе государственных служащих. 10,3% респондентов к числу негативных факторов относят возложение дополнительных функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки, ненормированный рабочий день. Незначительная часть опрошенных (менее 2,9%) отметила в качестве такого фактора низкий уровень материально-технического обеспечения рабочего места.

Исходя из вышесказанного, весь комплекс мероприятий по реформированию государственной гражданской службы в субъектах Федерации можно условно разбить на три блока.

Организационное обеспечение реализации мероприятий. В рамках этого блока предусматривалось:

– проведение координационно-методических совещаний с руководителями кадровых служб органов исполнительной власти по вопросам реформирования государственной гражданской службы субъектов Федерации;

– обсуждение хода реформирования государственной гражданской службы на совещаниях с работниками аппарата администрации республики;

– осуществление координации деятельности кадровых служб субъектов Федерации и органов исполнительной власти по вопросам поступления па государственную гражданскую службу, прохождения и прекращения государственной гражданской службы;

– осуществление мониторинга мероприятий, проводимых по реформированию государственной федеральной службы, и подготовка рекомендаций по их реализации.

Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы государственной гражданской службы субъекта Федерации. Этот блок предусматривал проведение экспертизы существующей нормативно-правовой базы государственной гражданской службы субъектов Федерации и приведение ее в соответствие с принимаемыми федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, а также подготовку ряда новых законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам государственной гражданской службы.

Формирование системы управления государственной гражданской службой и совершенствование ее кадрового потенциала. Данный блок представляет наиболее объемный раздел плана. Он подразумевая следующие мероприятия.

1. Изучение эффективности действующей структуры аппарата администрации субъекта Федерации и органов исполнительной власти субъекта Федерации.

2. Разработка научно обоснованных рекомендаций по оптимизации штатной численности, формирование организационных структур и штатных расписаний органов исполнительной власти субъекта Федерации.

3. Создание системы оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих и внедрение ее в практику работы аппарата администрации субъекта Федерации и органов исполнительной власти субъекта Федерации.

4. Разработка рекомендаций по определению нрав, обязанностей и мер ответственности государственных гражданских служащих аппарата администрации субъекта Федерации на основе изучения характера и объема фактически выполняемых им функций.

5. Подготовка и уточнение списка резерва на замещение государственных гражданских должностей государственной службы в аппарате администрации субъекта Федерации и органов исполнительной власти и плана работы с ним.

6. Внедрение в практику изучения кандидатов на замещение вакантных государственных гражданских должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации метода многоуровневого собеседования, метода экспертных оценок, современных компьютерных методов психологического тестирования.

7. Совершенствование практики проведения открытых конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате администрации субъекта Федерации и органов исполнительной власти субъекта Федерации.

8. Подготовка предложений по обновлению и плановой ротации кадрового состава на основе замещения должностей государственных гражданских служащих, достигших пенсионного возраста, и т.п.

9. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих субъекта Федерации.