Перспективы государственной жилищной политики
Стратегической основой государственной жилищной политики являются Послания Президента РФ Федеральному Собранию.
В Послании от 26 мая 2004 г. проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих "практически каждого гражданина, каждую российскую семью". В Послании от 25 апреля 2005 г. было объявлено о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет "инвестиций в человека как в будущее России", одним из которых являлся "Доступное и комфортное жилье — гражданам России". В Послании от 12 ноября 2009 г. проблема качества и доступности жилья, поддержка потребительского кредитования и расширения жилищного строительства была поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих "практически каждого гражданина, каждую российскую семью. В Послании от 12 декабря 2012 г. поставлена задача в 2013—2014 гг. обеспечить жильем всех ветеранов и военнослужащих, переселить из аварийных домов граждан, признанных нуждающимися в новом жилье по состоянию на 1 января 2012 г.
Укреплению государственной жилищной политики РФ способствовал Национальный проект "Доступное и комфортное жилье — гражданам России" — программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом РФ В. В. Путиным в рамках реализации четырех приоритетных национальных проектов в 2005 г., предусматривающая решение следующих задач: увеличение объема ипотечного жилищного кредитования при помощи развития системы рефинансирования кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг; повышение доступности жилья для ряда категорий населения (молодых семей, военных, специалистов на селе и др.); увеличение объема жилищного строительства, модернизация коммунальной инфраструктуры; выполнение государством обязательств по обеспечению жильем льготников.
Приоритетами национального проекта были объявлены:
1) увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
2) повышение доступности жилья для молодых семей — предоставление субсидий на приобретение жилья, оплату первого взноса при получении ипотечного кредита в размере 35—40% стоимости жилья (10% — за счет федерального бюджета, 25—30% — за счет региональных или местных бюджетов);
3) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем уволенных военнослужащих, жителей Крайнего Севера, вынужденных переселенцев, чернобыльцев и т.н. — предоставление государственных жилищных сертификатов для приобретения стандартного жилья;
4) увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры.
Благодаря национальному проекту "Доступное и комфортное жилье — гражданам России" в решении жилищной проблемы государство впервые осуществило комплексный подход, определив три основных направления преобразований: комплексная жилищная застройка, промышленность строительных материалов, реформа системы ЖКХ.
Развитию государственной жилищной политики способствовала Федеральная целевая программа "Жилище", в которой были определены приоритеты государственной жилищной политики, предусматривающей этапы се реализации. На первом этапе (2002—2005) была предусмотрена реализация приоритетов: переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда; реформирование и модернизация ЖКХ; обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, обеспечение жильем молодых семей. На втором этапе (2006—2010) были поставлены задачи: обеспечение жильем молодых семей; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; обеспечение жильем отдельных категорий граждан по мере принятия соответствующих законодательных актов. Третий этап (2011—2015) направлен на достижение двух основных целей: формирование рынка доступного жилья эконом-класса; обеспечение жильем некоторых категорий граждан.
В целом реализация Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011—2015 гг. предусматривает: широкий комплекс мер по стимулированию на территории РФ жилищного строительства жилья эконом-класса; комплексное решение проблемы перехода к стабильному развитию жилищной сферы, обеспечивающему доступность жилья для населения, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Выполнение намеченных Программой мероприятий с привлечением средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников позволит обеспечить: развитие системы ипотечного жилищного кредитования; привлечение средств населения, кредитных и других организаций в жилищную сферу и повышения доступности жилья; развитие и закрепление положительных демографических тенденций и снижение уровня социальной напряженности в обществе.
Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года предполагает рост доступности до 60% в 2030 г., что требует решения следующих задач: построить регионально ориентированную систему ипотечного жилищного кредитования; создать конкурентную среду и инфраструктуру рынка ипотечного кредитования; сформировать устойчивую систему привлечения финансовых ресурсов на российский ипотечный рынок и т.д.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года стратегической целью государственной жилищной политики названо обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
Реализация государственной жилищной политики должна привести к следующим результатам: создание безопасной и комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека; обеспечение возможностей для территориальной мобильности населения.
Государственная жилищная политика на предстоящий период по отношению к различным группам населения состоит в следующем:
- для малоимущих и других установленных законом отдельных категорий граждан — создание эффективной системы обеспечения жильем как на основе социального использования муниципального жилищного фонда, так и с использованием других инструментов, включая государственные жилищные сертификаты;
- для граждан с умеренными доходами — создание системы мер государственной поддержки, развития кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами, в основном рыночными методами;
- для граждан с доходами выше средних — поддержка развития и стабильного функционирования рынка жилья, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье.
Достижение названных стратегических целей предполагает решение следующих приоритетных задач:
- создание условий для роста предложений па рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения;
- создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации;
- обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений.
В результате реализации новых стратегических направлений государственной жилищной политики к 2020 г. должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, соответствующий мировым стандартам и характеризуемый следующими целевыми ориентирами: увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье, до 60%; отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня; приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.); достижение средней обеспеченности жильем (25—27 м2 общей площади на человека в 2015 г. и 28-35 м2 - к 2020 г.).
В Послании Президента РФ от 12 декабря 2013 г. отмечено, что жилищная политика должна стать одним из решающих факторов демографического развития: к 2016 г. планируется построить 75 млн м2 жилья; к концу 2017 г. — дополнительно построить не менее 25 млн м2 жилья со всей социальной инфраструктурой.
Таким образом, государственная жилищная политика — приоритетное направление государственной социальной политики, способствующее социально-экономическому развитию государства, социальной сплоченности его народа.