Перспективы государственной политики занятости населения
Перспективами государственной политики занятости населения является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, что предусматривает формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства.
Целью государственной политики занятости в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность, что предусматривает решение следующих задач:
— повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости;
- улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
— развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов;
- создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
— создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.
На содействие политики занятости направлена государственная программа "Содействие занятости населения", предусматривающая:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы содействия занятости населения, привлечения и использования в России иностранной рабочей силы, разработки профессиональных стандартов, модернизации системы оплаты труда и улучшения его условий на рабочих местах;
— разработку и использование прогнозных показателей состояния рынка труда (прогноз баланса трудовых ресурсов), совершенствование системы информирования населения, в том числе иностранных граждан, о возможностях трудоустройства;
— осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, усиление ответственности работодателей за нарушение законодательства об охране труда, ответственности иностранных работников за незаконную трудовую деятельность (реализация возложена на Минтруд России, ФМС России и Роструд).
Главными задачами утвержденной Программы являются:
— предотвращение роста напряженности на рынке труда;
- привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
- поддержание высокой квалификации и сохранение здоровья работников;
- обеспечение защиты трудовых прав граждан. Результатами поставленных задач государственной политики занятости населения должны стать:
- снижение уровня нелегальной занятости с 35% до 5—10%;
- повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26% до 70-80%;
— снижение уровня общей безработицы с 6% до 2—3%;
— создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
- предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы; создание в период с 2013 г. по 2015 г. ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
- удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции; снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
— создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов;
— обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
- обеспечение соблюдения трудовых прав граждан; поддержание социальной стабильности в обществе