Персонализм
Говоря о той или иной философской позиции, целесообразно определить этимологическое значение раскрываемого понятия. В частности, понятие "персонализм" имеет латинские корни: persona — личность. Считается, что термин "персонализм" впервые употребил Ф. Шлейермахер в "Речах о религии к образованным людям, её презирающим" (1799 г.). Однако понятие "persona" употреблялось ещё в Античную эпоху для обозначения социальной роли индивида. В Средние века Фома Аквинский ввёл термин "personalites" ("индивид разумной природы"). В Новое время И. Кант по-своему интерпретировал это понятие, он разграничивал понятия "Person" ("лицо"), "Personalität" ("интеллектуальная инстанция", "сознание", "трансцендентальный субъект мысли") и "Persönlichkeit" ("личность"), доказывая, что "лицо" в ходе "персонализации" способно стать "личностью", свободно выполняющей нравственный долг. Непосредственным теоретическим истоком персонализма является монадология Г.В. Лейбница как учение о духовных субстанциях, обладающих энергией и существующих в гармонии между собой и Богом, а также взгляды Р.Г. Лотце и Г. Тейхмюллера. Сами же персоналисты апеллируют к своим идейным предшественникам к Сократу, стоикам, Августину, Б. Паскалю, И.Г. Фихте, С. Кьеркеторгу, П.Ж. Прудону, М. Шелеру, А. Шопенгауэру и другим философам.
Персонализм — это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности высшей личности, Бога. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта как в классической философии, а человеческую личность в полноте её конкретных проявлений. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетаются с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся не в ней самой, а в бесконечном едином начале — Боге.
Можно предметно говорить о четырёх мировых школах персонализма — русской, немецкой, американской и французской. В определённой мере с персонализмом имеет схожие гносеологические корни философская антропология.
Основным предметом исследования в персонализме является творческая субъектностъ человека. Объяснить её можно только через личную причастность к Богу. Человек всегда личность, персона; его суть заключается в его душе, которая фокусирует в себе божественную энергию. Душа человека самосознательна, она самонаправляется, но люди живут духовно разобщённо и впадают в первую крайность — эгоизм.
Другой крайностью является коллективизм, где личность нивелируется и растворяется в массе. Персоналистский подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимого уникального субъекта, а история и общество соответственно развиваются через личность человека.
Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Согласно персонализму, если личность стремится к Богу, или, что тоже самое, к добру и совершенству, она находится на правильном пути. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда вытекает важность коммуникаций как вовлечения людей в преобразование мира.
В центре внимания философии персонализма находится религиозно-этическая проблематика. Чтобы не нанести ущерба всемогуществу, мудрости и благости Бога, персоналисты заявляют о самоограничении воли Бога, предоставляющего своим творениям свободу выбора как дар, дающий им возможность быть соучастниками в осуществлении в мире богоугодного добра. Божественное самоограничение претворяется в персоналистской этике в ограничение Божьей воли посредством свободы людей как кардинального этического принципа.
С другой стороны, самоограничение выполняет функцию теодицеи, то есть богооправдания от царящего в мире зла, обусловливаемого дарованной Богом человеку свободой выбора.
В России идеи персонализма развивали H.A. Бердяев (1874-1948 гг.), Л.И. Шестов (1866-1938 гг.), A.A. Козлов (1831-1901 гг.), Л.М. Лопатин (1855-1920 гг.), Е.А. Бобров (1867-1933 гг.), С.А. Алексеев (Аскольдов, 1870/71-1945 гг.), по определённым позициям Н.О. Лосский (1870—1965 гг.). Личность человека представлялась русскими персоналистами в религиозно-идеалистическом плане. Сами персоналисты давали различные названия своим философским концепциям: "панпсихизм" и "монистический плюрализм" у А.Козлова, "монистический спиритуализм" у Е. Боброва. Н. Бердяев писал: "...Я определяю свою философию как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую".
Русские персоналисты были вдохновлены идеей противостояния способу существования, возводящему идеал в принципы предустановленности, заданности, статичности. По их убеждению, личность — это непредугаданность, прорыв в неизвестное, свобода, духовная сила. Их гносеологические представления не приемлют свойственное Р. Декарту разграничение субъекта и объекта познания. Пророком предшествующей философии, принявшем гипертрофированные размеры в рационализме и материализме, они считали дуализм, раздвоение бытия на мир и человека, поставленного в подчинённое положение, вынужденного познавать нечто принципиально "нечеловеческое" и тем самым приспосабливаться к нему, изменяя своей сущности. "Человек был превращен в субъект гносеологический лишь по отношению к объекту, к объективированному миру для этой объективации. Вне же этой объективации, вне стояния перед бытием, превратившимся в объект, субъект есть человек, личность, живое существо, само находящееся в недрах бытия. Истина в субъекте, но не в субъекте, противополагающем себя объективации и потому выделяющим себя из бытия, а в субъекте, как существующем", — писал Н. Бердяев в своей "Философии свободного духа". Загадки мира открываются человеку лишь при обращении к собственному глубинному внутреннему духовному опыту, ибо единственная тайна жизни — деятельность, понять которую можно только исходя из самонаблюдения. Личность, по своему призванию полная безграничных возможностей, есть вообще нечто принципиально иное, нежели простой "гносеологический субъект". Логика, наука, вообще какое бы то ни было мировоззрение, мораль — это, по выражению Л. Шестова, "закрытые горизонты", превращающие каждую мысль в догмат, требующий всеобщего признания и подчинения. Человек же, будучи по сути своей духовной субстанцией, творящей мир и придающей ему смысл, "восстаёт против самоочевидностей", ниспровергает навязываемые ему теории.
Философия русских персоналистов антиэвдемонистична: не в счастье, а в полном драматизма самопревзойдении усматривала она смысл жизни отдельной личности. И в этом плане она глубоко религиозна, в чём состоит её главное отличие от многих концепций на Западе. Русский персонализм, оказавший существенное влияние на развитие и становление персоналистских представлений в Германии и во Франции, был вариантом персонализма "историософического", что позволило его представителям высказать немало прогностических суждений.
Козлов Алексей Александрович (1831-1901 гг.), русский философ. Родился в Москве. Учился в Московском университете, сначала на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете, окончил его в 1854 г. Работал преподавателем словесности, в 1876 г. получил приглашение из Киевского университета занять должность приват-доцента по кафедре философии. Много времени отводил занятиям историей философии, особо подчёркивая значимость мыслителей, доказывающих, что "явления духа и в логическом, и во временном порядке суть первые отношения к явлениям материи". В 1884 г. защитил диссертацию "Генезис теории пространства и времени Канта", стал профессором. В этот период Козлов разрабатывает основы своей философской системы, которую называл "панпсехизмом". Он излагает её на страницах первого русского философского журнала — "Философского трёхмесячника", который издавал в 1885-1887 гг. Итогом его размышлений о сути мира и человека стали работы: "Философские этюды" (1876 г.), "Философия как наука" (1877 г), "Философия действительности" (1878 г.). В 1887 г. из-за болезни Козлов вынужден был уйти в отставку. Переехав в Петербург, он продолжил занятие философией и в 1888-1889 гг. издавал философский сборник "Своё слово". Основополагающим принципом онтологических представлений у него является идея внутренней человеческой субъективности, духовной субстанции, "я". Быть субстанцией — значит вечно иметь свою неизменную и индивидуальную природу, не зависящую от пространства, времени, причинности и т.п., и затем, сообразно этой природе, "действовать". Мир, у Козлова, это множество индивидуальных субстанций с их деятельностями и взаимосвязями. Понять их суть возможно, лишь погружаясь в изучение собственного "я". Связь между ними телеологическая, поскольку немыслима без посредства высшей субстанции. Реальность, или бытие Бога как высочайшего существа, обеспечивается тем же непосредственным сознанием каждой индивидуальной субстанции, в которой она находит самоё себя и свои функции, или деятельности. Составить представление о свойствах Бога мы можем, опять-таки обратившись к сознанию о своём "я". Отсюда пространство, время, материя, причинность являются "идеальными иллюзиями", а не реальностями. Это понятия разума, а также результаты бессознательной деятельности мышления и фантазии субстанций, порождающих идеи, которые служат для объединения и обобщения продуцируемых ими образов. В персонализме Козлова окружающая действительность, следовательно, оказывается проекцией вовне актов сознания, эмоциональной и волевой активности человека, синтезом как данных, так и только возможных в представлении феноменов. Сферой действительности, "мира" не исчерпывается понятие всеобщего бытия. Помимо "определённого бытия" существует "нечто трансцендентное", стоящее вне познания и полагающее ему предел. В начале XX в. идеи А. Козлова повлияли на становление воззрений Н. Бердяева, Л. Шестова, Н. Лосского.
Скончался A.A. Козлов в Петербурге, где и был похоронен 27 февраля (12.03) 1901 г.
Алексеев Сергей Алексеевич, сын A.A. Козлова (псевдоним Аскольдов, 1870/71-1945 гг.), религиозный философ. Отец Сергея — Алексей Козлов, увлёкшись в молодости народничеством, женился на крестьянке. Однако супруги быстро расстались, но жена не дала развода, поэтому дети от второго, гражданского брака Козлова по закону не могли носить фамилию отца. В силу этого, родившемуся в гражданском браке сыну Сергею дали иную фамилию — Алексеев, несколько изменив отцовское имя. В 1914 г. он окончил естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, а за книгу "Мысль и действительность" получил степень магистра философии Московского университета. С 1908 г. являлся членом Петербургского религиозно-философского общества. Участник сборников "Проблемы идеализма", "Из глубины". Его философские идеи формировались под влиянием мировоззрения отца и представляли собой продолжение лейбницеанской традиции в русской философии. Исходными для его взглядов выступают понятие "я" и идея всеобщей одушевлённости (панпсехизма). В 1920-х гг. он основал тайное религиозно-философское общество "Братство святого Серафима Саровского". Был арестован и вместе со всеми членами общества сослан сначала в Коми, а затем в Новгород. Во время войны после оккупации немцами Новгорода эмигрировал в Германию. Похоронен там же на кладбище города Потсдам 23 мая 1945 г.
Бобров Евгений Александрович (1867-1933 гг.), русский религиозный философ, писатель, публицист. Родился в родовитой дворянской семье в Риге. Окончил Дерптский (Юрьевский) университет, где занятия по философии проводил профессор Г. Тейхмюллер. Защитил диссертацию по теме "Отношение искусства к науке и нравственности" (1895 г.) и стал доцентом этого университета. После 1898 г., когда Боброву была присвоена степень кандидата русской словесности за диссертацию о философе, поэте Д.В. Веневитове (1805-1827 гг., один из основателей "общества любомудров", члены которого проявляли особый интерес к идеям немецкой классической философии), работал профессором Казанского университета, а с 1906 г. — Варшавского. После Октябрьского переворота 1917 г. — профессор Донского университета в Ростове-на-Дону. Бобров являлся последователем Г. Лейбница и Г. Тейхмюллера, сторонником панпсехизма А. Козлова, перевёл на русский язык "Монадологию" Лейбница. Основные труды посвящены популяризации персонализма и панпсехизма. Пытался создать собственную систему "критического индивидуализма". В его системе идея индивидуализма оказывалась приоритетной, так как в своём самосознании человек находит себя прежде всего в качестве отдельной сущности или индивида. Таким образом, исходным пунктом его панпсехизма являлась личность. Бобров — автор значительного числа работ по истории философии и русской словесности. Им опубликовано 6 сборников под общим названием "Философия в России. Материалы, исследования и заметки" (1899-1902 гг.). По его мнению, развитие философии в России протекало по двум руслам. Первое — это "школьная философия", преподававшаяся в университетах, гимназиях, духовных академиях и семинариях и объединявшая такие философские направления как схоластика, вольфианство, различные оттенки универсализма. Второе включало в себя философские течения, популярные в среде русской интеллигенции. В XVIII в. это материализм ("вольтерьянство"), мистика и масонство; во 2-й половине XIX в. — материализм, социализм, позитивизм и спиризм.
Умер Е.А. Бобров 12 марта 1933 г., похоронен в Ростове-на-Дону.
Лопатин Лев Михайлович (1855-1920 гг.), русский философ, общественный деятель. Коренной москвич. В 1875 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, с которым была связана вся его поВперед деятельность. В 1885 г. Лопатин — приват-доцент, в 1892 г. — экстраординарный профессор университета. Параллельно преподаёт историю философии в гимназиях и на высших женских курсах. С 1894 г. — соредактор журнала "Вопросы философии и психологии". С 1899 г. — председатель Московского психологического общества. Первая часть его работы "Положительные задачи философии" (1886 г.) стали его магистерской диссертацией, а вторая часть этой работы в 1891 г. была защищена им как докторская диссертация. Лопатин по праву считается одним из основоположников персонализма в русской философии. По его мнению философия с конца XIX в. стала догматичной, не рассуждаю щей, утратила способность постановки и решения глобальных онтологических проблем, передав эти функции науке и возведя последнюю в ранг абсолютно достоверного знания. Это привело к распространению естественнонаучных закономерностей на все сферы бытия, к неверному представлению о человеке и мире. Своё предназначение Лопатин видел в восстановлении философии онтологизма, которая исследует "наиболее общие и основные понятия и принципы нашего миропонимания". Собственную философскую теорию он называл "системой конкретного спиритуализма" или "монистическим спиритуализмом", понимая под принципом монизма признание внутренней однородности мира и единства его происхождения, то есть единства "коренной основы или силы, которая связывает живое многообразие сущего". Человек, рассуждал он, способен мыслить окружающую реальность, используя лишь одно из трёх понятий предельного уровня — дух, вещество и непостижимую сущность. Считая несостоятельным агностицизм и отвергая материализм как учение, допускающее дуалистическое толкование действительности, Лопатин полагал, что адекватно описывающим реальность является лишь "признание истинно сущего за дух". Таким образом, только спиритуализм отвечает требованию монизма и способен адекватно воспринять и описать ту первичную непроизводную данность, которой является для человека его дух, его сознающее "я".
Умер Л.М. Лопатин 21 марта 1920 г., похоронен в Москве.
В Германии к персонализму относится учение философа-идеалиста Ф. Якоби (1743—1819 гг.), некоторые элементы его философии нашли дальнейшее развитие в философии жизни и экзистенциализме. Концепцию этического персонализма разрабатывал М. Шелер (1874—1928 гг.) — один из основателей немецкой школы философской антропологии. В своей книге "Формализм в этике и материальная этика ценностей" (1921 г.) он ценность личности представлял высшей аксиологической ступенью. Помимо М. Шелера в Германии на позициях персонализма ("критического" персонализма) находились В. Штерн (1871—1938 гг.), а также — X. Тиллике, "теологическая этика" которого являлась основой персоналистской тенденции в немецкой философии. Наиболее значимой в немецком персонализме является проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни человека. "Личностный метод" объявляется универсальным методом познания и объяснения не только человека, но и всей реальной и воображаемой действительности.
Шелер Макс (1874-1928 гг.), немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. В 1919-1928 гг. профессор университета в Кёльне. Эволюционировал от феноменологии Э. Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике И. Канта противопоставил так называемую материальную этику ценностей, в основе которой представлено учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности. Основные работы: "Формализм в этике и материальная этика ценности" в 2-х томах, "Формы знания и общество", "О вечном в человеке", "Место человека в космосе".
Американская философия персонализма возникла примерно в одно время с русской в конце XIX в. Её основатель — Б. Боун (1847—1910 гг.), а главными представителями являются Р. Флюэллинг (1871—1966 гг.) и Э. Брайтмен (1881—1953 гг.), Дж. Хауисон, У. Хокинг. Центральное для персонализма понятие "личность" трактуется ими как неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира. История человечества предстаёт в виде одностороннего процесса развития личностного начала человека, а сам человек, согласно их позиции, достигает наивысшего блаженства в единении с Богом. Средоточием философских интересов американских персоналистов является религиозно-этическая проблематика, основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания человека. Этика американского персонализма непосредственно связана с социальным учением, согласно которому, моральное самосовершенствование граждан ведёт к обществу, в котором осуществлена гармония личностей.
Во Франции персонализм сформировался в начале 30-х гг. XX в. Основоположникам философии персонализма является Э. Мунье (1905—1950 гг.). С 1932 г. издавался специальный журнал "Esprit". Наряду с Мунье, основными представителями персонализма являлись — Д. де Ружмон, П. Ландсберг, Ж. Изар, М. Недонсель, Ж. Лакруа, Г. Мадинье. В кризисные 30-е гг. левокатолические сторонники французского персонализма выступили с идеей создания имеющего всемирное значение философского учения о человеческой личности как главной заботе земной цивилизации. Концепция личности складывалась в процессе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа. Большое значение в персонализме придавалось концепциям человека, разрабатываемым в XX столетии, и среди них — экзистенциализму и марксизму.
Сторонники личностной философии перетолковывали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в неё новое ОГЛАВЛЕНИЕ, соответствующее современности. Персоналистски понимаемую личность характеризуют три основные черты в их диалектическом взаимодействии: экстериоризация — самоосуществление человека вовне; интериоризация — внутренняя сосредоточенность индивида; трансценденция (лат. transcendens — выходящий за пределы) — некая универсальность индивида. И экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные ценности — истину, красоту, благо.
Мунье Эмманюэль (1905-1950 гг.), французский философ, основатель персонализма. Изучал философию в университетах Гренобля, затем Сорбонны. Учился вместе с Реймоном Ароном. Несколько лет преподавал в частных школах и лицее. Был знаком с Габриелем Марселем и Николаем Бердяевым. В 1932 г. начинает издавать журнал "Esprit", решив расстаться с академической карьерой. В 1935 г. публикует сборник своих статей "Персоналистскоя и коммунитарная революция". Социальной программе персонализма посвящен очерк "От капиталистической собственности к человеческой собственности". Во время прохождения военной службы, в 1939 г. попал в германский плен. После освобождения в 1941 г. возобновил издание журнала "Esprit". В январе 1942 г. Мунье арестовывают по обвинению в организации подпольного движения "Комбат". После судебного процесса философ до конца войны жил под вымышленным именем. Основные его сочинения были изданы после окончания Второй мировой войны. Одно из них называлось "Персонализм" (1949 г.). Умер Э. Мунье 22 марта 1950 г. от инфаркта.