Период сохранных возможностей

Как известно, этот период может продолжаться до 80 лет и даже более. То есть это значительный отрезок времени, который должен приносить удовлетворение от потребления вполне заслуженного хлеба.

Для педагогики это период иной направленности общественно-воспитательных мероприятий: теперь уже используются приемы и меры, направленные на улучшение и обогащение повседневной жизни представителей третьего возраста. Приобретение соответствующих навыков на этом этапе дается труднее, чем в предыдущие периоды жизни, и требует тщательного разъяснения, что для здоровья и удовлетворения жизнью пожилым людям полезно, а что вредно, что плохо, а что хорошо.

Союзником воспитателей (работников культурно-просветительских учреждений, публицистов, общественных деятелей, врачей, священников и др.) является хорошее психофизиологическое самочувствие людей в первые годы третьего возраста и естественное желание как можно дольше продлить это состояние, продлить как бы припорошенную сединой молодость до 60 и даже 70 лет, ведь люди в начальный период старения готовы внимательно прислушиваться к советам компетентных лиц и выполнять их рекомендации. Эта готовность более заметна у открытых внешнему миру людей, что обычно сочетается с высоким образовательным и культурным уровнем. Люди, которые не могут свободно чувствовать себя в мире культуры (например, лица, не закончившие даже начальной школы), находятся под угрозой пустоты и скуки в своем третьем возрасте. Постоянное просвещение будет постепенно уменьшать эту популяцию среди пожилых людей.

Пожилых людей наиболее интересует вопрос здоровья. Около 25% людей пожилого возраста жалуются на различные недомогания, на одиночество, на то, что время для них тянется бесконечно, и они быстрее стареют. Эти люди нуждаются в успокоении и рекомендациях по поводу правильного поведения в определенных ситуациях. Даже тс пожилые люди, которые оценивают свое здоровье как хорошее, охотно читают литературу и слушают лекции о здоровье и рациональном поведении в этот период.

Пожилые люди с вниманием, доброжелательно воспринимают сведения, касающиеся гигиены и диеты в их возрасте. Усвоение старым человеком новых гигиенических навыков требует значительных волевых усилий, но не является редкостью, особенно сейчас, когда авторитетный лектор может убедительно рассказать слушателям, например, о психофизической связи хорошего внешнего вида с ощущением продолжающейся молодости.

Возможности подработать, как правило, весьма актуальны для пенсионеров, которым в связи с этим необходимо ознакомиться с правовыми положениями, регулирующими вопросы дополнительного заработка в пенсионном возрасте.

Очень привлекают их занятия, которые сочетаются с разрядкой, отдыхом: возделывание садового участка, раз- ведение мелких животных и птиц (голуби, кролики, куры). Пенсионеры составляют более 30% общего числа владельцев садовых участков. Обеспечением пенсионеров такого рода деятельностью, которая, с одной стороны, приносит доход, а с другой – является своеобразным отдыхом, занимаются профсоюзные организации, а также культурно просветительские учреждения, но, к сожалению, не всегда успешно.

Из группы пожилых людей привлекается значительная часть общественников, работающих в качестве общественных опекунов и судебных кураторов. Многие занимаются общественной деятельностью на территории своего микрорайона (советники, заседатели, опекуны местных клубов и дворовых дружин). Замечательным фактом являются доброжелательные отношения пенсионеров с соседями (почти 70% пенсионеров, участвовавших в исследовании), при этом около 40% пенсионеров оказывают помощь соседям (опекают больных, частично помогают по хозяйству).

Общественно-воспитательные мероприятия для лиц пожилого возраста, которые заключаются в основном в информации, советах и привлечении к активной деятельности, требуют сети соответствующих учреждений и организаций (клубы, дома культуры, дома отдыха, народные университеты, объединения пенсионеров и т.п.), а также хорошо подготовленных для этих задач кадров. Соответственно, подготовленные "побудители" старых людей к полезным начинаниям нужны не только в названных учреждениях и организациях, но и среди персонала средств массовой информации, а также в министерствах, профсоюзах и объединениях, занимающихся проблемами пожилых людей. Геронтологическая педагогика (т.е. обучение людей пожилого и старческого возраста) становится очевидной потребностью нашего времени.