Периодизация путешествий и туризма
Периодизация истории путешествий и туризма не вполне совпадает с общеисторической периодизацией, которая делит историю человечества на культурно-исторические эпохи по совокупности политического и социального строя, экономической системы, культурных и нравственных ценностей, практик повседневности. Однако поскольку туризм как область межкультурных коммуникаций и бизнес-отношений серьезно зависит от общей характеристики исторической эпохи, общеисторическая периодизация действует в данной сфере как общий контекст.
Туризм сложился иод воздействием двух групп факторов. Социокультурный фактор определял мотивацию путешествий, вводил в моду посещение определенных мест и событий, отдавал предпочтение определенной кухне и стандартам обслуживания, задавал спрос на гостиничный сервис. Мода, культурные ценности, нравственные установки, образовательные и жизненные практики общества во многом диктуют тенденции развития сервиса и туризма. Мотивация путешествий лежит в основе типологии туризма: образовательный, оздоровительный, спортивный, приключенческий и т.п. На основе мотивации можно характеризовать и отдельные периоды в истории туризма: эпоха великих путешествий и географических открытий, просветительский, коммерческий периоды туризма и т.п. Однако цельная история путешествий на основе данного признака не складывается, поскольку данные мотивации присутствовали всегда в различных комбинациях.
Фактор материально-технических возможностей формировал способы, виды и дальность путешествий, ОГЛАВЛЕНИЕ и структуру сервиса, уровень и диапазон коммерческого предложения в этой сфере бизнеса.
Наибольшее воздействие на туризм как специфическую социально-культурную общественную практику оказал способ передвижения. В соответствии с этим можно выделить несколько периодов в истории туризма в зависимости от преобладания тех или иных средств передвижения в путешествии:
– эпоха лошади, вьючных животных и каботажного плавания;
– эпоха дилижанса и каравеллы;
– эпоха железных дорог и морских путешествий;
– эпоха мультитранспортной инфраструктуры (автомобиль, самолет, железная дорога, морской лайнер и др.).
Соответствующим образом менялись способы и ОГЛАВЛЕНИЕ сервисного обеспечения путешествий: от кабака и таверны до ресторана; от придорожной гостиницы до сетевых отелей; от индивидуальных путешествий к массовому туризму.
Литература по истории туризма и гостеприимства
Как структура, имеющая сложный составной характер, затрагивающий различные области знаний и опыта, туризм и сто сервис долгое время были лишь сферой эмпирических знаний, эмпирического опыта. Сегодня можно считать, что начала складываться собственная научная историография туризма, хотя о самостоятельной науке речь не идет. Область знаний "туризм и гостеприимство" представляет собой слабо структурированное пространство, составленное из некоторых концептуальных идей социологии, коммуникатологии, маркетинга, культурологии, регионалистики. Однако эти идеи связаны между собой пониманием огромной практической значимости туризма в жизни людей и человеческого общества в целом. Вторичность данной области знания предопределила специфику исследовательской литературы и в целом всего исследовательского дискурса.
Личный опыт и впечатления послужили первым фундаментом в освоении правил и принципов для путешествующего человека. Историография туризма начинается с литературы путешествий, записок путешественников. Описания личных путешествий, как правило, уникальных, дают бесценную историческую информацию о состоянии туристской инфраструктуры в разных странах и в разное время (Марко Поло, Ибн Баттута, Η. М. Карамзин, М. Твен, Аф. Никитин и др.). Литература путешествий имеет сильную традицию художественного восприятия дороги, гостеприимства, создает культурные образы восприятия путешествий разных народов в различные эпохи (М. Твен, Н. В. Гоголь, Дж.-К. Джером, В. А. Соллогуб, И. С. Тургенев, А. И. Герцен и др.).
Формирование туризма и гостеприимства как области бизнеса вызвало законодательное его регулирование и новый пласт аналитической литературы об исторической практике отельного и ресторанного дела, о великих географических открытиях и т.п.
Только в XX в. сложились основные социальные концепции о типах и следствиях мобильности населения, культурном взаимодействии, глобализации, потребительских предпочтениях, специфике бизнеса услуг, законах коммуникаций.
Спецификой развития исследований в области туризма и сервиса гостеприимства является опережающая роль учебной и справочной литературы, обобщающей практический опыт, отыскивающей и осваивающей концептуальные и теоретические основания для понимания сущности и содержания данной области знания.
Таким образом, источники по туризму и гостеприимству состоят из нескольких групп. Значительную часть составляют правовые и регулирующие документы, которые принимались правительствами и органами власти на различных этапах развития туризма и гостеприимства как области бизнеса. В России основным современным документом в этом отношении является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Φ3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Эмпирический материал по истории туризма и гостеприимства совпадает но своей структуре с историческими и культурными источниками разных стран и эпох, включая визуальный и рекламный материал.
Собственно литература по истории туризма и гостеприимства структурно делится на учебную, исследовательскую и справочную. Наиболее значительный пласт составляет учебная литература, в том числе публикации зарубежных исследователей (Дж. Холловей, Г. Беквит, Я. Кочмарек и др.) и отечественных ученых, работающих в высших учебных заведениях. В последние десятилетия XX в. появились работы, авторы которых специально обращаются к области туризма и сервиса. Труды М. В. Биржакова, Г. С. Усыскина, В. А. Квартальнова, В. В. Дворниченко, Г. П. Долженко, И. В. Зорина, Л. П. Воронковой, В. Г. Сенина, М. В . Соколовой и многих других отечественных исследователей и практиков составляют научный фундамент изучения туризма как многогранного явления в истории человечества. Эти публикации внесли неоценимый вклад в процесс сбора информации по истории туризма и сервиса, а также ее осмысления и системного изложения. Данная работа еще не закончена, поскольку сведения по истории туризма очень фрагментарны и вплетены в историю экономики, культуры, общественного движения, спорта. Тем не менее исторический взгляд на эту область человеческой жизни уже требует нового уровня осмысления и поиска логики процесса. Особенностью учебной литературы по истории туризма в России является ее аналитический характер, что частично компенсирует недостаток чисто исследовательских работ в данной области.
Исследовательская литература, которая закладывает теоретические и методологические основания для изучения туризма и индустрии гостеприимства, лежит в пограничных областях коммуникатологии, социологии, маркетинга, культуры и социальных практик. Это теория Ж. Бодрийяра об обществе потребления 1970-х гг., теория мобильной социологии Дж. Урри 2000-х гг., концепции качественного туризма 1990–2000-х гг., клиентоориентированного сервиса (К. Бланшар, Г. Беквит) и др.