Периодизация личностного развития в теории Фрейда

Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в концепции Фрейда, являются, безусловно, врожденными, однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворения. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изменение способа удовлетворения сексуального влечения. Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфликта между присущей этому возрасту формой сексуального влечения и запретами общества. Соответственно сути конфликта вырабатывается определенная стратегия психологической защиты. Нормальный путь становления личности – пройти через все стадии психосексуального развития и достичь зрелости. Если по каким-то причинам человеку не удается преодолеть ту или иную стадию развития, происходит фиксация, т.е. задержка развития. Фиксация развивается по двум противоположным причинам: или из-за неудовлетворительного разрешения конфликта, или в связи с тем что пребывание на той или иной стадии оказывается слишком приятным. Может случиться так, что взрослый человек, задержавшийся на одной из "детских" стадий развития, демонстрирует инфантильный способ жизни и психологической защиты. (Уточним, что большой вклад в развитие концепции психологической защиты внесла дочь Зигмунда Фрейда, известный исследователь Анна Фрейд.)

Оральная фаза развития начинается с момента рождения и продолжается в течение первого года жизни. Удовольствие, которое испытывает ребенок на этой стадии, связано с полостью рта. Складывается первый конфликт с социумом: ребенок хочет постоянно сосать грудь, а мать ему этого не позволяет; ребенок тянет в рот различные предметы, а его за это наказывают. На оральной стадии формируются психологические защиты но типу отрицания, проекции и интроекции. Под отрицанием понимается отказ признавать события, которые вызывают дискомфорт. Так, мать, обвиненная в том, что избила своего ребенка, может заявлять: "Во-первых, я его и пальцем не тронула, а, во-вторых, он сам напросился!" Как мы видим, психологическая защита по типу отрицания отрицает и саму логику, так что наблюдателю она часто кажется абсурдной. Проекция заключается в том, что человек приписывает другому лицу или предмету качества и намерения, которые в реальности переживает сам. Например, беспричинно утверждая "Вы меня ненавидите!", человек на самом деле проецирует на партнера свои истинные табуируемые (запрещаемые социумом) чувства, т.е., по существу, он говорит: ненавижу вас!" Наконец, интроекция – это психологическое слияние с другим человеком (включение его в свое "Я") с целью избежать исходящей от него угрозы. Известно, например, что жертвы, захваченные в заложники, часто впоследствии оправдывают своих мучителей и даже влюбляются в них (так называемый Стокгольмский синдром). Показателен в этом плане сюжет известного фильма Лилианы Кавани "Ночной портье", в котором главная героиня – бывшая узница нацистского концлагеря – узнает в портье отеля своего тюремщика и не находит в себе сил расстаться с ним, бросает мужа и в конце концов погибает.

Фиксация на оральной стадии развития приводит к преобладанию описанных механизмов защиты во взрослом возрасте, а также к закреплению орального способа получения удовольствия. Например, такие люди склонны к курению, болтливости, причмокиванию губами и т.д.

Анальная фаза развития продолжается на втором и третьем году жизни ребенка. По мысли Фрейда, в этом возрасте главное удовольствие в жизни ребенка связано с опорожнением кишечника. Суть конфликта на этой стадии состоит в том, что родители требуют от ребенка соблюдения гигиенических правил и стараются приучить его к туалету. В зависимости от того, насколько жестко ведут себя родители, у ребенка развиваются те или иные черты личности. Если родители излишне потакают ему и не требуют соблюдения социальных правил, предполагающих самоконтроль над естественными импульсами дефекации (это приобрело широкое распространение в связи с использованием памперсов), то вырастает человек, характеризующийся щедростью, уступчивостью, нечистоплотностью, склонностью к нарушениям дисциплины, рассеянностью. И наоборот, излишнее давление на ребенка при приучении его пользоваться туалетом приводит к формированию "анального характера", доминирующими чертами в котором выступают скупость, упрямство, аккуратность, пунктуальность и педантичность.

Защитными механизмами, развивающимися на анальной стадии и сохраняющимися при фиксации на ней, являются рационализация, изоляция и реактивное образование (reaction formation). При рационализации человек, не осознавая истинную причину своих действий, заменяет ее на другую, достаточно логичную и нетравмирующую, а потому более приемлемую для "Эго". Ярким примером рационализации является уже упоминавшаяся нами ранее известная басня А. И. Крылова "Лиса и виноград". Лиса, желающая полакомиться виноградом, наталкивается на непреодолимое препятствие – "висят они высоко: хоть видит око, да зуб неймет". Чтобы снять конфликт, Лиса прибегает к рационализации: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь". Изоляция предполагает разделение ситуации на травмирующую и нейтральную составляющие. Травмирующая часть, становясь "мишенью защиты", подавляется ("вычеркивается" из сознания и в дальнейшем существует в бессознательном), а в сознании (на сцене "Эго") присутствует только нейтральная часть. При действии этого типа защиты наблюдатель видит, что явно травмирующая ситуация описывается человеком безо всяких эмоций, как будто она происходит с кем-то другим. Наконец, реактивное образование подразумевает замену неприемлемого для "Сверх-Я" чувства или поведения на прямо противоположное. Так родитель, на самом деле бессознательно испытывающий ненависть к своему ребенку, будет проявлять подчеркнутый интерес к его делам и всячески демонстрировать силу своей любви. При этом именно навязчивость подобной опеки и заботы, согласно психоаналитической трактовке, служит симптомом проявления вытесненной агрессии.

Фаллическая стадия разворачивается на третьем – пятом году жизни ребенка. Фрейд назвал данную стадию фаллической, так как с нее начинается развитие психологических различий между личностью мальчиков, испытывающих одновременно гордость оттого, что они обладают пенисом, и страх его лишиться, и девочек, естественно, не обладающих таким органом и поэтому, по мысли Фрейда, переживающих жгучую зависть к мальчикам. Согласно Фрейду единственно продуктивный путь преодоления зависти к мужчинам для женщины – это выйти замуж и родить сына, отказавшись от собственных профессиональных амбиций.

Позиция Фрейда по отношению к женской личности была подвергнута жесткой критике со стороны выдающейся представительницы неортодоксального психоанализа Карен Хорни (1885–1952), которая упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербности по сравнению с мужчиной (идеология зависти к пенису). Основываясь на концепции психологической защиты, Хорни предположила, что, поскольку мужчины испытывают желание принизить женщин, именно они демонстрируют защитное поведение, за которым кроется зависть к потенции материнства. Мужчине требуется постоянно подтверждать свою мужественность, в то время как у женщины нет необходимости подтверждать свою женственность (принцип дополнительности мужчины). Социальная активность мужчин, по мысли Хорни, также является защитным ответом на страх природного женского превосходства. Впоследствии Хорни стала уделять все большее внимание культурным факторам, которые заставляют девочку чувствовать себя существом второго сорта и отводить мужчинам слишком большое место в своей жизни. В этой связи Хорни пишет: "Мы должны перестать интересоваться тем, что же на самом деле является женственным. Стандарты мужественности и женственности – искусственны. Различия между двумя иолами, разумеется, существуют, но мы не сможем определить, в чем именно они заключаются, если сначала не разовьем нашего потенциала как просто человеческие существа".

На фаллической стадии разворачивается центральный для фрейдистской интерпретации личности конфликт, названный Фрейдом эдиповым комплексом. Суть его заключается в том, что мальчик желает обладать своей матерью и испытывает ненависть к отцу как к сопернику. Таким образом, его влечение принимает форму стремления к инцесту (вступлению в половые отношения с кровными родственниками), который пресекается (табуируется) во всех человеческих культурах. На фаллической стадии происходит формирование "Сверх-Я". Позитивный путь разрешения данного конфликта состоит в идентификации с родителем противоположного пола, что ведет к желанию стать взрослым и начать половую жизнь. Основной механизм психологической защиты на фаллической стадии – вытеснение, т.е. процесс удаления из сознания влечений, вызывающих тревогу.

Латентный период продолжается с пяти-шести лет до начата подросткового возраста. В этот период сексуальность не развивается, и энергия "либидо" направлена на овладение различными навыками, необходимыми для взрослой жизни.

Генитальная стадия начинается в подростковом возрасте и продолжается до смерти. Человеку, находящемуся на генитальной стадии развития, общество предлагает приемлемый способ удовлетворения сексуального влечения (брак), поэтому интенсивность психосоциального конфликта па данной стадии снижается. Кроме того, конфликт генитальной стадии может быть смягчен за счет самой продуктивной, по мнению Фрейда, психологической защиты – сублимации.

Сублимация – это процесс замещения объекта сексуального влечения на другой, социально поощряемый, что позволяет канализировать "запретную энергию" в другое русло. Часто, по мнению психоаналитиков, такими объектами становятся профессиональные достижения и творчество. "Силы, которые можно использовать в культурной деятельности, высвобождаются благодаря подавлению того, что называют "нездоровыми" элементами сексуального возбуждения", – пишет Фрейд. Человек, которому удалось успешно достигнуть генитальной стадии развития, хорошо адаптирован и полезен обществу.