"Перескоки" в тексте
Несмотря на требования о последовательном изложении событий, реальные тексты нередко представляют собой исключения из этого правила. Так, приходится совершать перескоки, чтобы выявить причины или уточнить предшествовавшие события, привести пример или какие-либо дополнительные сведения. Такие действия ав тора возможны и даже необходимы, нужно только следить за тем, чтобы читатель понимал, где автор отходит от основной линии. Существуют средства языка, которые позволяют явно указать на то, что здесь приводится пример (в частности, скажем и т.п.), а тут автор отходит от основной линии (кстати, между прочим). Рассмотрим основные случаи "перескоков".
Объяснение причины. Обычно причины и следствия выявляются в тексте-рассуждении, но, как уже отмечалось, рассуждение может включаться в тексты другого типа. Русский язык допускает бессоюзное введение предложений со значением причины: Необходимо было менять тан. Изменившаяся ситуация не позволяла выполнить старый. Такой прием используется в том случае, когда у читателя нет причин сомневаться в назначении второго предложения (это называется имплицитным, т.е. неявным, скрытым, выражением синтаксического отношения).
Однако встречаются фрагменты, где подобная интерпретация неочевидна: Певцы-участники слета собирались разъезжаться. Слушатели разбрелись по поляне – неясно, описываются последовательные действия (одни собираются, а другие разбредаются) или то, что слушатели разбрелись, послужило причиной того, что певцы собрались уезжать. Здесь, как и всегда при возникновении неопределенности, автору следует уточнить свои намерения, в данном случае необходимо указать причину отъезда: Певцы-участники слета собирались разъезжаться, поскольку (или ведь, -то после имени – в зависимости от стиля) слушатели разбрелись по поляне. Помимо союзов поскольку, потому что, так как, ибо и др., частиц ведь, же, -то, можно использовать существительные: причина, следствие, результат, а иногда и глаголы: следовать, вытекать.
Приведение примера. Нередко автор для доказательства своей мысли или в целях иллюстрации сказанного приводит примеры, т.е. сообщения о событиях, фактах, людях, причем нередко развернутые: Наблюдаются определенные изменения и в содержании вопросов. Например, в этом году были заменены типы заданий в части С. Понятно, что второе предложение содержит уточнение, иллюстрацию к сказанному в первом. Однако если бы не слово например, возникла бы неопределенность: второе предложение могло бы рассматриваться как продолжение информирования, не связанное с началом сообщения. Ср.: Наблюдаются определенные изменения и в содержании вопросов. В этом году были заменены типы заданий в части С – второе предложение можно понять и как пример, и как новые сведения. Кроме слова например, для введения в текст примеров, иллюстраций можно использовать вводные слова скажем, возьмем, к примеру, частицы вот, вон.
Приведение побочной информации. Оставшаяся за пределами главной линии сюжета информация тоже может оказаться важной, заслуживающей включения в текст. Это можно сделать, используя вводные слова: кстати, между прочим и др. Возьмем для примера такую последовательность предложений:
Мы двинулись дальше по торопецким лесам. Между прочим, именно здесь мне приходилось отдыхать в детстве в пионерлагере. Дорога была приличная.
Если бы не вводное слово между прочим, можно было бы подумать, что факт детского отдыха в описываемых автором местах важен для сюжета; и читатель поневоле, но понапрасну пытался бы установить причинную связь между этими событиями.
Рекомендация автору
Во всех перечисленных выше случаях и вообще при составлении текстов всегда старайтесь показать читателю, что вы хотите сделать: начать, закончить, привести причину, пример, нечто постороннее. Для этого используйте соответствующие слова: итак, потому что, например, кстати и пр. Вероятно, читатель сам догадается о ваших намерениях, но возможна и путаница. Да и лишние усилия, как мы уже установили, читателю не нравятся. Будьте с ним вежливы, не ленитесь обозначать свои действия!