Перемещение косвенных налогов. Частичное равновесие

Здесь кратко суммируются основные выводы микроэкономической теории о возможностях перемещения бремени потоварных налогов и факторов, их определяющих.

При изучении воздействия налогообложения на поведение экономических агентов наиболее существенными представляются два вопроса:

1) каким образом распределяется налоговое бремя между агентами, и чем это распределение обусловлено?

2) возникает ли избыточное бремя (DWL)?

В дальнейшем изложении материала мы будем постоянно к ним обращаться.

Конкурентный рынок блага

При введении специфического налога на конкурентном рынке распределение налогового бремени зависит исключительно от эластичностей спроса и предложения и не зависит о того, на кого накладывается налог – на покупателя или продавца. Для наглядности, на рис. 5.4 представлены две ситуации одновременно: налог на продавца отражен сдвигом кривой предложения, налог на покупателя – кривой спроса. Ставка налога одна и та же, поэтому кривые спроса и предложения сдвигаются по вертикали на одинаковую величину.

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями определяется соотношением абсолютных величин и , где , а , либо процентным соотношением: и , где t – ставка специфического налога, причем На рис. 5.4 бо́льшее бремя ложится на покупателя. Причина, очевидно, в том, что линия спроса D в данном случае круче линии предложения S. Содержательно это означает относительно большую гибкость рыночного поведения продавцов по сравнению с покупателями. Более строго та же мысль может быть выражена следующим образом: на участке спрос менее эластичен по цене, чем предложение.

Рис. 5.4. Распределение бремени специфического налога на конкурентном рынке

Обозначив значения эластичности спроса и предложения как и , можно вывести зависимость распределения бремени от эластичностей[1]:

(5.9)

(5.10)

При абсолютно неэластичном спросе , а Другими словами, все налоговое бремя ложится на покупателя. Аналогично можно рассмотреть и другие случаи при абсолютно эластичном предложении, абсолютно неэластичном и абсолютно эластичном спросе.

В общем случае, преимущество в эластичности благоприятствует перемещению налогового бремени.

При стоимостном налоге распределение налогового бремени между продавцами и покупателями по-прежнему определяется соотношением абсолютных величин и , которое, в свою очередь, зависит от соотношения эластичностей спроса и предложения, а не от того, как именно исчисляется налог. На рис. 5.5 дана графическая иллюстрация этого положения.

При анализе стоимостного налогообложения следует учитывать одну особенность. Если налог уплачивает продавец, то налоговые обязательства (процентная ставка ) определяются по отношению к , а если покупатель – то по отношению к . Естественно, одному и тому же значению разности , т.е. налога, фактически уплачиваемого за единицу товара, соответствуют разные значения τ в зависимости от того, кто находится в сфере налоговых обязательств. Чтобы

Рис. 5.5. Распределение бремени стоимостного налога на конкурентном рынке

собрать одну и ту же сумму, государству необходимо установить более высокую долю отчислений от "цены продавцов", чем от "цены покупателей". Очевидно, однако, что это не меняет выявленной закономерности, которая касается распределения налогового бремени, иными словами, соотношения его долей, которые принимают на себя продавцы и покупатели.

Вопрос о том, кто должен непосредственно уплачивать налог, часто приобретает политическую остроту. Так, во многих странах платежи по пенсионному, медицинскому и иному общественному страхованию осуществляют как работодатели, так и сами работники, причем пропорции, в которых эти платежи распределяются между сторонами, неизменно являются предметами жесткой дискуссии. Причина в том, что доли платежей, устанавливаемые законом, обычно воспринимаются как доли соответствующих сторон в реальном налоговом бремени. Между тем совпадение сферы налоговых обязательств с экономической сферой действия налога возможно лишь случайно. В действительности решающее значение имеют, как мы видели, характеристики рынков и влияние налога на рыночное поведение.

Обратимся теперь ко второму вопросу, а именно к наличию избыточного бремени. Как было показано ранее (на рис. 5.1 и в параграфе 5.2), в результате введения налога на конкурентном рынке возникают потери излишков покупателя и продавца. Количественно их можно оценить с помощью следующих формул[2].

Для специфического налога: • (5.11)

Для стоимостного налога: (5.12)

Наиболее примечательно в приведенных формулах то, что величина DWL пропорциональна квадратам t и τ, т.е. при увеличении налога DWL растет опережающим темпом по сравнению с доходами государства.

Ясно, что формулы (5.11) и (5.12) верны лишь при определенных допущениях. Однако очевидно и то, что освобождение от этих допущений ведет лишь к усложнению зависимостей, но не к изменению их характера. Данные формулы имеют не только иллюстративное значение. На практике, определяя потенциальные чистые потери от изменений в налогообложении, нередко имеет смысл пользоваться именно наиболее простыми, огрубленными подходами к оценке. Когда масштаб изменений невелик, упрощения типа использованных выше, снижая требования к исходным данным и упрощая вычисления, в то же время не слишком значительно влияют на результат. Если же речь идет об очень крупных изменениях (например, вводимый налог столь велик, что можно ожидать уменьшения продаж в два-три раза), то весьма сложной проблемой становится прежде всего прогнозирование посленалоговых значений Q и Р, а не только исчисление величины DWL как такового.

Зависит ли распределение налогового бремени и DWL от типа налога? Как следует из рис. 5.4 и 5.5, на конкурентном рынке можно подобрать ставки стоимостного и специфического налогов таким образом, что посленалоговые параметры равновесия будут одинаковыми. Ранее в главе уже было введено понятие эквивалентных налогов. Следуя ему, можно сказать, что в этом случае налоги будут эквивалентными.

Эквивалентность в данном случае означает, что распределение бремени и DWL не зависят от типа налога, а определяются соотношением эластичностей спроса и предложения и налоговыми ставками.