Переход от модели homo economicus к модели homo creator

В экономической науке длительное время господствовало понятие "человек экономический", т.е. человек, поведение которого рационально и характеризуется стремлением получить максимальную выгоду (homo economicus).

В конце XX в. наметился переход от модели, основанной на потребительском выборе (homo economicus), к модели творческого человека, который предполагает создание экономики, основанной на знаниях, формировании способности работника к генерации существенных новых форм в любом виде, которые должны быть легко распространяемы и широко используемы (homo creator).

Отвечая на социальный запрос практики, научное сообщество предложило новую образовательную парадигму, нашедшую отражение в новом законе об образовании, государственных образовательных стандартах, национальной рамке квалификаций Российской Федерации.

В основу новой образовательной парадигмы положен системнодеятельностный подход, базирующийся на рефлексно-креативном обучении при формировании ключевых компетенций[1].

Высокий уровень профессиональной компетентности работников – базовый элемент при формировании национальных образовательных стандартов.

Рефлексно-креативное образование предполагает:

• формирование компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: знать, уметь, владеть;

• развитие обучающегося как личности;

• формирование навыков критического мышления;

• развитие умения применять знания на практике, из множества решений выбрать нужное;

• обучение умению работать в команде (проекте), рефлексно видеть ситуацию, осуществлять групповую коммуникацию;

• обучение умению выделять "параметры порядка", т.е. главное (знания должны сжиматься);

• решать непарадигмальные задачи и др.

Непарадигмальные проблемы возникают тогда, когда их решение требует знаний, которых в настоящий момент нет, т.е. для решения подобных проблем необходимо создавать новые, неизвестные ранее знания. Выход за пределы дисциплинарного поля свидетельствует об элитности образования.

В рамках международной программы качества образования была определена методология выявления и классификации компетенций, которые востребованы работодателями и за формирование которых отвечает вуз. Это следующие компетенции: инструментальные, межличностные, системные.

Инструментальные компетенции – способность к анализу и синтезу; к организации и планированию; базовые знания в различных областях; подготовка по основам профессиональных знаний, письменная и устная коммуникация; знание второго языка; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); решение проблем; принятие решений.

Межличностные компетенции – способность к критике и самокритике; умение работать в команде; навыки межличностных отношений; способность общаться со специалистами из других областей; способность работать в международной среде; приверженность этическим принципам.

Системные компетенции – способность применять знания, генерировать идеи (креативность), учиться адаптироваться к новым ситуациям; навыки лидерства; исследовательские навыки; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве; стремление к успеху.

По мнению студентов, участвующих в обсуждении программы качества образования, наиболее важными компетенциями, развитию которых следует уделить особое внимание, являются: стремление к успеху; умение работать в команде; способность к организации и планированию деятельности; способность применять знания на практике, принимать решения, порождать новые идеи и их реализовывать (креативность); знание второго языка; лидерсто; способность адаптироваться к новым ситуациям; развитие навыков управления информацией.

Центральной задачей создания ключевых компетенций являются разработка новых оригинальных идей, получение доступа к новым знаниям, их интегрирование и применение к решаемым организацией проблемам. Поэтому на первый план выдвигается формирование работника творческого, креативного (homo creator), обладающего знаниями, умениями и навыками. Главным моментом, определяющим результативность креативной деятельности, является умение применить знания на практике, из множества решений выбрать нужное.

Эти идеи нашли отражение в новом законе об образовании, федеральных государственных образовательных стандартах, Национальной рамке квалификаций. Новое ОГЛАВЛЕНИЕ политики высшего профессионального образования нацеливает обучающихся также на овладение системой метапредметности.

Метапредметность означает выработку таких умений у студента, которые он мог бы использовать при изучении любой дисциплины. Это относится прежде всего к методологии науки, методам решения поливариантных инновационных проблем, теории решения изобретательских задач, выбору моделей экономического роста, организации работы с информацией и др.

Традиционно формируемые уровни мышления включают:

репродуктивный уровень – решать поставленную задачу с использованием стандартных методов и по заранее разработанным, установленным и предписанным процедурам;

новационно-репродуктивный уровень – способность находить в рамках поставленных задач нестандартные методы их решения, выбирая наиболее эффективные процедуры.

Применяя предметные и метапредметные знания, студент получает полный взгляд на вещи, процессы, явления и их модели, а также на те социально-экономические, экологические и другие последствия, которые они влекут за собой.

Такой подход способствует творческому использованию комплексного, системного решения непарадигмальных задач, выработке личного мнения студента, формированию его креативности.

Перспективы развития интеллектуальных ресурсов в России – это стратегическая задача формирования новой, наукоемкой системы хозяйствования, в которой главная роль отводится интеллектуально-креативной деятельности по производству инновационных продуктов.

Основой успеха современной экономики являются ее наукоемкость, принципиально новое ОГЛАВЛЕНИЕ и результат труда. В процессе хозяйственной деятельности наукоемкой организации научное знание предстает как непрерывный поток инноваций, а общей тенденцией в развитии науки является технологизация научного мышления, его инструментализация.

Научное знание обладает неисчерпаемыми возможностями для создания новых ценностей. Поэтому меняющаяся экономика выдвигает все более высокие требования к уровню инновационно-креативной составляющей работников организаций, науковооруженности их труда. Творчество, новое знание, реализованные на практике, становятся нормой ведения бизнеса. Это касается всех сторон инновационно-креативной деятельности: поиска новых идей, создания и внедрения инновационных технологий и сетей, особой организации труда креативных личностей и т.д.

Цель любой образовательной программы – подготовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Цель эта не меняется, зато меняется ОГЛАВЛЕНИЕ этой деятельности, а значит, должна меняться и система подготовки к ней.

Таким образом, отличие компетентностного подхода от традиционного состоит в том, что образовательные программы и весь комплекс обучения проектируется исходя из того, каких результатов должны достичь обучаемые, какими ключевыми компетенциями они должны овладеть. При этом главная мера успеха обучения – это освоение компетенций, а не трудозатраты или затраты времени, или особенности организации учебного процесса.

Господствующая в настоящее время в образовании классическая (традиционная) парадигма, ставящая перед собой задачу преимущественно передачи информации, не отвечает требованиям системно-деятельностного, компетентностного подхода, поскольку те знания, которые передаются в ходе образовательного процесса, устаревают или требуют дополнений уже через несколько лет, а в высокотехнологичных отраслях этот срок еще меньше.

В новой парадигме ведущая роль в деятельности преподавателя отводится развитию у обучающегося ключевых компетенций, критического мышления, включению ресурсов автономности, достижению академических свобод в области проектирования содержания и форм учебного процесса, самоорганизации и самоконтроля, межличного общения, партнерства, сотрудничества и т.д.

Самыми ценными для работодателей будут люди, которые смогут сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы.

Отсюда следует, что в основу формирования нового типа работника должна быть положена способность к созданию и широкому применению оригинальных идей, элементов, моделей, умение новой компоновки уже существующих технологий и т.п. При таком подходе на первый план выступает не обладание знаниями вообще, а способность к их созданию и применению, иначе говоря, необходимы не просто знающие специалисты, а владеющие определенными компетенциями. Поэтому бизнес чрезвычайно заинтересован в креативных работниках.

Это положение актуально не только для российских компаний. Так, например, американские работодатели не удовлетворены тем, что в США "...бакалаврские программы с бизнес-специализацией целиком и полностью посвящены изучению финансов и бухгалтерских дисциплин, не развивают критического мышления и способности разрешать проблемы... Компании заявляют, что им нужны работники с гибким мышлением, инновационными идеями и широким кругозором... требуется в первую очередь умение мыслить аналитически и изобретать собственные ноу-хау..." (газета "Ведомости" от 10 апреля 2012 г.).

По мнению американского ученого Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результатов решения.

503 Service Unavailable

Service Unavailable

The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.