Лекция 11. Переговоры с западными партнерами: особенности национальных стилей
В результате изучения данной главы студент должен:
o знать об особенностях западной переговорной культуры и специфике основных западных переговорных стилей;
o уметь интерпретировать особенности западных национальных стилей ведения переговоров, оперировать понятиями "национальный характер", "национальный стиль", "социокультурные традиции";
o владеть современной методикой интерпретации западных национальных стилей через идентификацию ценностей и традиций партнеров по переговорам.
Ключевые термины: западная культура переговоров, концепция программирующего лидерства, американский, английский, немецкий, французский стили ведения переговоров.
Целевые установки
Раскрыть основные черты западной культуры переговоров. Выявить значение концепции прав человека как инструмента западной политики на переговорах. Показать роль и значение теории программирующего лидерства в западной культуре переговоров. Выявить два основных полюса западной культуры переговоров: англо-американский и континентально-европейский. Раскрыть характерные черты американского, английского, французского и немецкого стилей переговоров.
Общая характеристика западной культуры переговоров
Западные национальные стили ведения переговоров глубоко укоренены в западной культуре, основанной на приоритете идеи силы и деятельности, поэтому долгое время на Западе доминировал жесткий стиль ведения переговоров, нацеленный на игру с нулевой суммой, где победитель получает все. В частности, для таких известных на Западе специалистов по переговорам, как Т. Шеллинг, А. Рапопорт, Г. Райфф, переговоры являются частью конфликта. Вот почему в общей системе конфликтных взаимоотношений между политическими партиями и группами интересов упор долгое время делался на силовой фактор, достижение односторонней победы. Только в конце прошлого века в культуре переговоров начинают утверждаться новые подходы, основанные на идее партнерских отношений, чему во многом способствовали окончание холодной войны и политика разрядки. Метод принципиальных переговоров, разработанный в Гарвардском университете Р. Фишером и У. Юри, уже основан на принципах мягкого мышления, что было признано западными политологами серьезной и эффективной новацией в переговорных практиках.
o В западной культуре переговоров особое значение имеет идея отделения политики от морали, что ведет к светскому и прагматическому пониманию техники переговорного процесса, доминированию технологических принципов над этическими.
Западная культура международных переговоров сегодня справедливо подвергается критике за использование двойных стандартов в практике переговорного процесса. Речь идет в первую очередь о концепции прав человека, которая во время политических переговоров нередко используется западными политиками как инструмент политического давления на партнеров по переговорам.
Об эффективности этого инструмента весьма красноречиво написал опытный американский дипломат Генри Киссинджер. Он подчеркнул, что вопрос о правах человека был решающим в подрыве влияния советской системы в годы холодной войны: "Картер сделал права человека альфой и омегой своей внешней политики и пропагандировал их столь интенсивно применительно к американским союзникам, что его призыв к справедливости то и дело угрожал внутреннему единству в этих странах. Рейган и его советники сделали еще один шаг и стали трактовать права человека как орудие ниспровержения коммунизма..."
Сегодня "империализм прав человека" вызывает справедливое возмущение у незападных народов, а наиболее опытные западные дипломаты и политики признают, что эта концепция потеряла свою эффективность в мировой политике. Современные международные миротворческие организации остро ощущают, что наметившийся дисбаланс между политическими правами и обязанностями человека в мире грозит достичь катастрофических значений. В условиях, когда все члены мирового сообщества склонны рассуждать о своих правах и никто не торопится брать на себя обязанности, мир на глазах превращается в "войну всех против всех" (Т. Гоббс), где торжествует политика сильных и бесцеремонных. Становится очевидным, что человечество уже не может ограничиваться только Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 г. Эта декларация обеспечивает лишь некоторые внешние нормы политического поведения, оставляя без внимания внутреннюю духовную позицию. Не случайно к 50-летию ООН возникла инициатива, связанная с выдвижением проекта Всеобщей декларации обязанностей человека, задуманной как необходимое дополнение к декларации прав. Эту инициативу взял на себя Совет международного сотрудничества, в который входят бывшие президенты и премьер-министры всех континентов.
Почетный председатель совета Гельмут Шмидт, поясняя замысел разработки новой декларации, в статье для немецкой газеты Die Zeit отметил: "Концепция "прав человека" воспринимается многими мусульманами, приверженцами индуизма и конфуцианства как типично западная, а иногда даже как инструмент продления западного господства. Кроме того, мы слышим, особенно в Азии, обоснованный и заслуживающий серьезного к себе отношения упрек в том, что эта концепция недооценивает или вовсе не признает необходимости положительных нравственных качеств человека, его обязанностей и ответственности по отношению к семье, общине, обществу или государству".
Одновременно к 50-летию ООН был подготовлен сборник "Глобальная этика: Декларация Парламента религий мира", который также представляется определенным прорывом в мире современной политики и практики международных переговоров, поскольку отражает точку зрения большинства религиозных организаций и конфессий, объединяя христианство, буддизм, индуизм, джайнизм, даосизм, зороастризм, иудаизм, ислам, сикхизм, теософию, туземные религии и неоязычество.
Таким образом, глобализация мирового политического процесса поставила под сомнение презумпцию западной культуры навязывать западные ценности и принципы иностранным партнерам, при этом некоторые западные лидеры сами признают, что такая политика подрывает демократические идеалы мирового сообщества. Здесь уместно процитировать бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, которая в своих мемуарах оценивает концепцию прав человека как "разрушающую мировое и национальное право" и "практически уничтожающую демократию".