Передачи винт-гайка
Общие сведения. Передачи винт-гайка служат для преобразования вращательною движения в поступательное. Они нашли широкое применение благодаря тому, что при простой и компактной конструкции можно получить медленное точное движение и создать большую осевую силу. Передачи винт-гайка бывают с трением скольжения и качения (шариковые и роликовые). Сравним их основные характеристики (табл. 4.14).
Материалы. При выборе материала винта и гайки для уменьшения потерь на трение нужно, чтобы они образовывали антифрикционную пару. Обычно ходовой винт изготавливают из стали, а гайку из бронзы. Материал гаек – оловянистые бронзы БрОЮФ1, БрА9ЖЗ,чугугг АВ4-1, АК4-1 и др., а винтов – стали 45, 50 с и закаливаемые стали 65Г, 45, 40ХН с твердостью не меньше
.
Таблица 4.14
Передачи винт-гайка |
|
Скольжения |
Качения |
Преимущества |
|
Большое передаточное отношение; возможность изготовления с большой точностью по шагу |
|
Простота и компактность конструкции; возможность самоторможения (необратимости движения) |
Более высокая надежность; возможность устранения осевого и радиального зазора; высокий КПД; малый износ и большая долговечность |
Недостатки |
|
Большие потери на трение; низкий КПД (у однозаходной в = 0,25÷0,5); большой износ |
Сложность конструкции; трудоемкость изготовления (особенно шлифовки специальных профилей винта и гайки) |
Передачи винт-гайка скольжения
Кинематика и геометрия. Рассмотрим некоторые варианты относительного движения детален передачи. На рис. 4.49 приведены две схемы передачи винт-гайка, где 1 – гайка, 2 – винт, – частоты вращения винта и гайки,
– скорости поступательного движения:
1) вращение винта приводит к поступательному перемещению гайки (рис. 4.49, а):
2) вращение гайки вызывает поступательное движение винта (рис. 4.49, б):
Рис. 4.49
В данных схемах передаточное число имеет размерность 1/мм и определяется по формуле
где – скорость поступательного движения гайки (винта) на выходе, мм/мин;
– ход резьбы – величина осевого перемещения винта (гайки) за один оборот;
– шаг резьбы, мм;
– число заходов;
– частота вращения винта (гайки) на входе, об/мин.
При наличии обратимости движения возможно следующее:
3) поступательное движение гайки вызывает вращение винта:
4) поступательное движение винта вызывает вращение гайки (см. рис. 4.49, б):
В случаях 3) и 4) передаточное число определяется следующим образом:
где – поступательная скорость движения гайки (винта) на входе, мм/мин;
– частота вращения винта (гайки) на выходе, об/мин.
В передачах винт-гайка скольжения чаще всего применяют трапецеидальную резьбу, а при большой односторонней нагрузке (например, в домкратах) – упорную резьбу. Эти типы резьбы имеют малый угол профиля, что снижает потери на трение. На рис. 4.50, а приведена трапецеидальная,
Рис. 4.50
а на рис. 4.50, б – упорная резьба. Основными параметрами являются: (1, d2, d$ – наружный, средний и внутренний диаметры резьбы винта; Н – рабочая высота профиля; Р– шаг резьбы – расстояние между соседними одноименными боковыми сторонами профиля в направлении, параллельном оси резьбы.
КПД передачи винт-гайка. Резьбы бывают одно- и многозаходные (2,3,...). Чем меньше заходов и больше передаточное число, тем ниже КПД передачи винт-гайка: при
при
.
На рис. 4.51 показаны силы, действующие на гайку при ее движении, где – рабочая осевая сила. При этом
преодолевает силу трения, что приближенно учитывается увеличением угла подъема резьбы на приведенный угол трения
. Коэффициент полезного действия передачи определяется по формуле
(4.68)
где
(4.69)
Здесь– угол подъема резьбы;
– приведенный угол трения;
– приведенный коэффициент трения;
– угол профиля резьбы;
– коэффициент трения между витками винта и гайки (зависит от материала винта и гайки и смазочного материала), обычно
(например, для стального винта и бронзовой гайки при смазке
).
Из формулы (4.69) очевидно, что приведенный коэффициент трения у трапецеидальной резьбы () меньше, чем у метрической (
), следовательно, потери на трение меньшеи КПД выше. Самоторможение возможно при условии
. Длянадежногообеспечения самоторможения вводится запас
:
Расчет передачи винт-гайка скольжения па износостойкость
Основной причиной выхода из строя передачи винт-гайка скольжения является износ. Расчет на износостойкость
Рис. 4.51
ведется по удельному давлениюмежду витками винта и гайки, которое не должно превышать допускаемое:
(4.70)
где – число витков резьбы у гайки;
– номинальная и расчетная осевыенагрузки;
– коэффициент динамичности (см. п. 4.3);
– средний диаметр резьбы;
– рабочая высота профиля резьбы (
для трапецеидальной резьбы,
для упорной);
– высота гайки; Р – шаг резьбы.
При проектировании высота гайки задается коэффициентом. Меньшие значения – для винтов малого диаметра. Подставляя
в неравенство (4.70) и решая его относительно
, получаем
(4.71)
Допускаемое давление в резьбеопределяется условием износа и отсутствием выдавливания смазки с трущихся поверхностей. Величина
зависит от материалов винта и гайки и выбирается для бронзы – закаленной стали:
МПа; для бронзы – незакаленной стали:
МПа; для незакаленной стали – чугуна
МПа.
Определив по формуле (4.71) ;, выбирают из ГОСТа стандартную трапецеидальную резьбу и еегеометрические параметры:
– наружный,
– средний,
– внутренний диаметры и шаг
.
При определении размеров резьбы из условия износостойкости прочность витков резьбы на срез и смятие можно не проверять, так как допускаемое давление на поверхность резьбы значительно меньше, чем выдерживает материал при смятии и срезе. Если в особых случаях такая необходимость возникнет, то на прочность в первую очередь проверяется бронзовая гайка, материал которой имеет худшие механические характеристики, чем стальной винт.
После проведения проектного расчета и конструирования передачи проводят проверку прочности винта на сложное сопротивление и устойчивость.
Проверка прочности стержня винта на сложное напряженное состояние. Такая проверка должна учитывать одновременное действие на винт осевой силы и крутящего момента. Первая нагрузка вызывает нормальные напряжения растяжения (сжатия), а вторая – касательные напряжения кручения. Рассмотрим случай, когда осевая силадействует в одном направлении как при выдвижении винта, так и при его втягивании (например, в домкратах). В других устройствах направление осевой силы может меняться. Нагрузка циклическая, и расчет проводится на усталостную прочность. На схеме (см. рис. 4.51) показано, что движущая гайку сила F должна не только передвинуть ее, но и преодолеть силу трения, что приближенно учитывается увеличением угла
на
:
. При движении в обратную сторону, наоборот, гайку нужно удерживать при малой силе трения
ι. В самотормозящейся паре
для перемещения гайки необходимо приложить силу для преодоления трения
, которая будет со знаком "-", т.е. направлена в противоположную сторону от расчетного крутящего момента на винте (гайке) при выдвижении и втягивании:
(4.72)
При расчете крутящего момента на винте (гайке) нужно учитывать график нагружения винта (гайки) осевой силой. От се величины и направления зависит величина крутящего момента. В самогормозящей передаче при действии в одном направлении для выдвижения винта (гайки) требуется , для втягивания –
,. Если
различна по величине при выдвижении и втягивании, то это нужно учитывать при подстановке
в формулы (4.72).
Действующие нормальные и касательные напряжения определяют по формулам
(4.73)
где– момент сопротивления сечения сплошного
стержня винта при кручении;– внутренний диаметр резьбы.
Для определения предельных напряжений вычисляют пределы ограниченной выносливости для нормальных и касательных напряжений с приведенными ограничениями:
(4.74)
Где – предел выносливости при растяжении (сжатии);
– расчетное число циклов изменения напряжений при осевой нагрузке и кручении (Г – ресурс, ч;
– время циклов изменения осевой нагрузки и крутящего момента, мин);
– пределы выносливости и текучести при кручении.
Коэффициенты снижения пределов выносливости детали для нормальныхи касательных
напряжений равны
(4.75)
где– эффективные коэффициенты концентрации для нормальных и касательных напряжений;
– масштабные коэффициенты, выбираемые в зависимости от внутренне го диаметра резьбы винта;
– коэффициент, учитывающий упрочнение поверхности материала;
– коэффициенты влияния шероховатости на предел выносливости:
– коэффициент, определяемый видом обработки поверхности детали при изготовлении и соответствующей шероховатостью);
(см. п.4.8).
Предельные напряжения в детали определяются следующими зависимостями:
(4.76)
где и
– нормальные и касательные предельные напряжения;
. – коэффициенты асимметрии цикла для нормальных и касательных напряжений: коэффициент
при одностороннем приложении осевой нагрузки положительный, а при изменении ее направления – отрицательный (
– максимальная и минимальная расчетные осевые силы во время цикла);
(
в самотормозящей передаче всегда имеет знак "-", так как при выдвижении и втягивании винта крутящие моменты
действуют в противоположных направлениях);
коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла соответственно при расчете по нормальным и касательным напряжениям (см. ∏. 5.8).
Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям определяют по формулам
а общий запас прочности при одновременном действии нормальных и касательных напряжений – по формуле
условие прочности , где
– допускаемая величина запаса прочности.
Если условие прочности не выполняется, необходимо увеличить диаметр резьбы винта.
Проверка винта на устойчивость. Длинные винты, которые нагружаются сжимающей силой, проверяются на устойчивость. Расчет выполняется в следующей последовательности.
Радиус инерции винта определяем по формуле , где
– внутренний диаметр резьбы;
– момент инерции и площадь поперечного сечения винта; гибкость стержня – по формуле
, где
– коэффициент приведения длины, который зависит от крепления концов стержня (при шарнирном креплении μ = 1);
– длина консольной части винта при его максимальном выдвижении.
Находим критическое напряжение в стержне винта. При (предельная гибкость) начинается упругая область
, где применима формула Эйлера (
– предел пропорциональности).
При критическое напряжение
определяется по формуле Эйлера
(4.77)
при – по линейной формуле Ясинского (
определяется из диаграммы или интерполированием); при
напряжения ограничиваются пределом текучести
(рис. 4.52).
Условие обеспечения устойчивости:
где – допускаемая величина запаса устойчивости;
действующее напряжение сжатия (
– площадь, охватываемая внутренним диа метром резьбы).
Так же можно проводить проверку устойчивости винта припосле определения критической силы по формуле
Условие обеспечения устойчивости: