Передача и хранение избирательных бюллетеней
Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются в заказанном количестве членам соответствующей избирательной комиссии по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. Лишние бюллетени уничтожаются, о чем также составляется акт.
После получения в полиграфической организации избирательных бюллетеней соответствующая избирательная комиссия на основании своего решения о распределении бюллетеней передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы комиссией. Нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии.
Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее, чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). При этом законом четко установлены количественные нормы, которые должны соблюдаться при передаче избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям. Количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5% (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70% от числа избирателей, включенных в списки избирателей на соответствующем избирательном участке на день передачи бюллетеней. Это требование закона, с одной стороны, направлено на недопущение злоупотреблений со стороны участников избирательного процесса, а с другой – учитывает право избирателей повторно получить бюллетень взамен испорченного. Необходимо отметить, что в связи с низкой явкой избирателей на выборы значительная часть избирательных бюллетеней, как правило, остается неиспользованной и погашается по окончании времени для голосования.
При передаче бюллетеней участковыми комиссиями производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.
Необходимо подчеркнуть, что все перемещения избирательных бюллетеней в обязательном порядке оформляются актами, а при составлении итогового протокола о результатах выборах все цифры, отражающие движение избирательных бюллетеней, сводятся воедино. Таким образом, осуществляется строгий учет всех изготовленных бюллетеней.
Форма и ОГЛАВЛЕНИЕ избирательного бюллетеня
Форма и текст бюллетеня утверждаются соответствующими комиссиями не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.
Закон о гарантиях избирательных прав предусматривает несколько степеней защиты избирательных бюллетеней. При этом установлена их дифференциация в зависимости от уровня выборов.
Так, на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ при изготовлении избирательных бюллетеней используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой, либо в этих целях используется специальный знак (марка).
На выборах в органы местного самоуправления при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой. Конкретные способы защиты определяются соответствующим законом.
К числу способов защиты избирательных бюллетеней, предусмотренных избирательным законодательством, также необходимо отнести требование о том, чтобы на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу присутствовали подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные печатью участковой избирательной комиссии.
Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. Данное требование обусловлено, прежде всего, необходимостью соблюдения тайны волеизъявления избирателей.
Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Это необходимо в целях обеспечения целостного восприятия избирателем данных кандидатов, списков кандидатов, включенных в избирательный бюллетень. На практике соблюдение рассматриваемого требования вызывает сложности, особенно если в избирательный бюллетень должны быть включены сведения о значительном числе кандидатов, списков кандидатов.
Так, на выборах депутатов Государственной Думы 2 декабря 2007 г. в избирательный бюллетень были включены сведения об 11 списках кандидатов. Избирательные бюллетени были изготовлены на бумаге формата А3, сведения о списках кандидатов были размещены в два столбца с тонкой вертикальной чертой посредине. Однако использование такой формы бюллетеня могло привести к тому, что избиратели, желая проголосовать за список кандидатов, расположенный в левом столбце, могли проставить знак в пустом квадрате от параллельно расположенного с ним списка кандидатов в правом столбце, так как тонкая вертикальная черта между столбцами визуально практически не воспринималась. В связи с этим ЦИК РФ приняла постановление от 21 ноября 2007 г. № 62/544-5 "Об избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва", которым обязала избирательные комиссии субъектов РФ обеспечить наличие в бюллетене вертикальной черты черного цвета шириной четыре миллиметра с разумной погрешностью ширины черты. Нанесение этой черты допускалось как техническим способом, так и от руки. Например, в Свердловской области данная черта наносилась членами избирательных комиссий от руки с использованием маркера черного цвета.
Конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ текста избирательного бюллетеня зависит от вида избирательной системы, применяемой на выборах. При мажоритарной избирательной системе фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит установленные законом сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов (фамилия, имя, отчество, год рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность, в случае их отсутствия – род занятий и др.). В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в бюллетень, неснятой и непогашенной судимости в бюллетене должны указываться сведения о его судимостях.
На практике зачастую возникают проблемы с определением рода занятий кандидата, если в своем заявлении он указывает, что является писателем, музыкантом или занимается иной творческой деятельностью. В данном случае в качестве доказательств, например, того, что кандидат является писателем, могут выступать подписанные им договоры с организациями, занимающимися книгоиздательской деятельностью, экземпляры написанных и опубликованных им книг, документы, подтверждающие членство кандидата в каких-либо объединениях писателей, и т.п.
При пропорциональной избирательной системе в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и эмблемы избирательных объединений (в одноцветном исполнении). При этом наименования политических партий в избирательных бюллетенях графически приводятся так, как это отражено в их уставах. В связи с этим в более выгодном положении оказываются те политические партии, в уставах которых их наименования имеют особое графическое выражение (жирное начертание, заглавные буквы и т.п.), поскольку оно таким же образом будет отражено и в избирательном бюллетене. Однако, как указал Верховный Суд РФ в своем определении от 16 октября 2008 г. №72-Г08-12, выделение в тексте избирательного бюллетеня в сведениях о кандидате по одномандатному округу наименования какой-либо политической партии не нарушает принципы равенства кандидатов, достоверности информации о них; такое выделение не может расцениваться в качестве прямого либо скрытого призыва голосовать за того или иного кандидата. Представляется, что данные аргументы не утрачивают своей значимости и в случае проведения выборов с использованием пропорциональной избирательной системы.
Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат, проставив в котором любой знак, избиратель может отдать свой голос за конкретного кандидата, список кандидатов.
По общему правилу избирательные бюллетени печатаются на русском языке. Однако по решению комиссии, указанной в законе, бюллетени могут быть напечатаны на русском языке и на государственном языке республики, входящей в состав РФ, а в необходимых случаях – на языках народов РФ на территориях их компактного проживания. Но в любом случае в каждом бюллетене должен иметься текст на русском языке.
Избирательная комиссия вправе самостоятельно определять те избирательные участки, для которых избирательные бюллетени должны быть изготовлены на нескольких языках. Как указал Верховный Суд РФ в своем определении от 19 ноября 2008 г. № 74-Г08-47, данный правовой механизм предусмотрен в целях обеспечения равноправия граждан республик в составе РФ на территориях их компактного проживания и создания дополнительных гарантий для лиц, не владеющих государственным языком РФ и государственным языком республики.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что только в таких субъектах РФ, как республики, возможно изготовление бюллетеней на нескольких языках. Это обусловлено тем, что ст. 68 Конституции РФ за русским языком закрепила статус государственного на всей территории Российской Федерации, эта же статья наделяет республики правом устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, в органах местного самоуправления и в государственных учреждениях должны употребляться наряду с русским языком. Иные субъекты РФ права устанавливать собственный государственный язык не имеют.
Помимо привычного бумажного бюллетеня Закон о гарантиях избирательных прав предусматривает электронный бюллетень, для использования которого необходимы комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы для электронного голосования.