Перечень критических технологий Российской Федерации
1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
2. Базовые технологии силовой электротехники.
3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.
4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.
5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
6. Клеточные технологии.
7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.
8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
10. Технологии биоинженерии.
11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.
12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.
13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.
14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.
15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.
17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.
18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.
19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.
23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.
26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.
Основой для данного перечня стали приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:
1. Безопасность и противодействие терроризму.
2. Индустрия наносистем.
3. Информационно-телекоммуникационные системы.
4. Науки о жизни.
5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
6. Рациональное природопользование.
7. Транспортные и космические системы.
8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Для оценки состояния и тенденций инновационной деятельности и ее влияния на экономическое обеспечение национальной экономической безопасности страны предлагается использовать показатели, которые, на наш взгляд, комплексно отражают текущее состояние дел и динамику развития в данной области (табл. 3.1). Показатели разделены на две группы. Первая группа – показатели потенциала, которые характеризуют существующий потенциал и предпосылки реализации научно-технической и инновационной деятельности. Вторая группа – показатели, характеризующие эффективность реализации имеющегося потенциала.
Проблема макроинновационной безопасности включает в себя проблему выбора и корректировки государственных научно-технических приоритетов.
Механизм формирования государственных научно-технических приоритетов в различных странах имеет существенные особенности, связанные прежде всего с их экономическим и политическим положением в мире, спецификой социально-экономического развития и целей, поставленных на данном временно́м этапе, сложившимися внутренними традициями регулирования экономических и инновационных процессов.
Экономическое и политическое положение страны в мире проявляется в следующих основных моментах:
– занятии места лидера или зависимого государства в том или ином военно-политическом или экономическом союзе;
– степени милитаризации проводимой внешней политики;
– геополитическом положении государства;
– внешнеэкономической и внешнеторговой ориентации государства.
Таблица 3. 1
Динамика основных показателей безопасности научно-технической сферы
Показатель |
1995 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
ПОКАЗАТЕЛИ ПОТЕНЦИАЛА |
|||||||||
Число организаций, выполнявших исследования и разработки |
4059 |
3566 |
3622 |
3957 |
3666 |
3536 |
3492 |
3682 |
3566 |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел. |
1061 |
813 |
807 |
801 |
761 |
742 |
736 |
735 |
727 |
Число созданных передовых производственных технологий |
н/д |
637 |
735 |
780 |
787 |
789 |
864 |
1138 |
1323 |
Доля инвестиций в нематериальные активы в общем объем инвестиций в нефинансовые активы |
н/д |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
Доля инвестиций в ОК промышленности (обрабатывающие производства) в общем объеме инвестиций в ОК |
14,8 |
16,4 |
15,6 |
14,7 |
14,9 |
14,2 |
13,2 |
12,9 |
13,2 |
Финансирование науки из средств федерального бюджета, % к расходам федерального бюджета |
н/д |
2,19 |
2,27 |
2,22 |
2,14 |
2,27 |
2,35 |
2,87 |
2,76 |
Показатель |
1995 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Финансирование науки из средств федерального бюджета, % к ВВП |
н/д |
0,36 |
0,36 |
0,40 |
0,39 |
0,56 |
0,51 |
0,56 |
0,56 |
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА |
|||||||||
Число используемых передовых производственных технологий |
н/д |
140983 |
168311 |
180324 |
184374 |
201586 |
203330 |
191650 |
191372 |
Удельный вес организаций, осуществлявших технол. инновации, в общем числе организаций промышленного производства, % |
н/д |
9,3 |
9,4 |
9,4 |
9,6 |
7,7 |
7,9 |
8,9 |
9,1 |
Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % |
н/д |
5,0 |
5,5 |
5,5 |
5,1 |
4,5 |
4,8 |
6,3 |
8,0 |
Доля в импорте машин, оборудования и транспортных средств, % |
33,6 |
44,0 |
47,7 |
51,0 |
52,7 |
43,4 |
44,5 |
48,0 |
н/д |
Доля в экспорте машин, оборудования и транспортных средств, % |
10,2 |
5,6 |
5,8 |
5,6 |
4,9 |
5,9 |
5,7 |
4,5 |
н/д |
Степень износа ОФ промышленности (обрабатывающие производства) |
н/л |
47,7 |
52,8 |
46,8 |
45,3 |
45,3 |
45,7 |
46,1 |
46,7 |
Государство, которое играет на мировой арене роль супердержавы и в политическом фарватере которого следуют другие государства, при формировании научно-технических приоритетов прежде всего учитывает необходимость создания научно-технического задела, который позволял бы ему поддержать и сохранить такой статус. В противном случае лидирующее место будет занято другим государством со всеми вытекающими из этого последствиями. Другим аспектом является необходимость принятия на себя ряда расходов по разработке крупномасштабных научно-технических программ, осуществление которых не под силу другим государствам блока, с последующим использованием их этими государствами на определенных условиях.
Приоритеты государства, не претендующего на роль лидера, иные. Прежде всего упор делается на проведение исследований, обеспечивающих экономическую независимость, требуемый уровень образовательного и культурного развития, поддержание оборонной достаточности.
Довольно существенное значение имеют военно-политические устремления государства, определяющие соответствующие тенденции в изменении структуры экономики и научных исследований. Значительная часть расходов на науку поступает в военный сектор с целью достижения лидерства в этой области. На степень милитаризации действуют различные факторы, и не обязательно главным из них является степень агрессивности государства. В частности, речь идет о геополитическом положении государства. Если оно находится в относительно спокойном регионе и не имеет притязаний к другим странам, приоритеты науки, как правило, в большей степени направлены на решение государственных экономических задач.
Внешнеторговая и внешнеэкономическая специализация государства накладывает значительный отпечаток и на выбор научных приоритетов. Если оно специализируется на экспорте наукоемкой продукции, то приоритеты нацеливаются на обеспечение лидерства в "прорывных" областях науки с целью обеспечения последующего лидерства в создании сложных высокотехнологичных, наукоемких продуктов. Если речь идет об экспорте традиционной техники, не всегда есть необходимость проводить самостоятельные научные исследования, а в ряде случаев можно использовать их результаты, полученные в других странах.