Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и сто территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд действует на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет составляется на финансовый год, при этом устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении ежегодно утверждаются федеральными законами. Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным.
Доходы бюджета Пенсионного фонда:
– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
– межбюджетные трансферты из федерального бюджета;
– суммы пеней, недоимок, штрафов и иных финансовых санкций по взносам в фонд;
– доходы от размещения средств Пенсионного фонда;
– добровольные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц;
– безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
– штрафы, санкции, суммы, поступающие в возмещение ущерба;
– прочие поступления.
Расходы бюджета Пенсионного фонда:
– выплата базовой части трудовых пенсий;
– выплата страховой и накопительной частей трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;
– расходы на доставку пенсий;
– финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности самого фонда;
– выплата пенсий по государственному социальному обеспечению – за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;
– дополнительное повышение базовой части трудовых пенсий, исходя из темпов инфляции на очередной финансовый год;
– прочие расходы.
Если образуется профицит бюджета Пенсионного фонда, то создается резерв с целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика.
Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда РФ в 2010–2013 гг. представлена в табл. 13.1.
Таблица 13.1
Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2010–2013 гг., млрд руб.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Доходы бюджета |
4680,0 |
5137,4 |
5654,8 |
6245,3 |
Из них: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий; в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых: |
4263,3 |
4718,1 |
5158,5 |
5667,5 |
из федерального бюджета |
2530,0 |
2341,7 |
2561,4 |
2803,3 |
из бюджетов субъектов РФ |
4,6 |
4,6 |
5,0 |
5,3 |
Расходы бюджета |
4398,0 |
4822,4 |
5301,2 |
5843,2 |
Из них: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части пенсий; |
– |
– |
5158,5 |
5667,5 |
в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Предельный объем дефицита (профицита) бюджета в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
282 |
315,0 |
353,6 |
402,1 |
За 2010–2013 гг. доходы Пенсионного фонда возрастут в 1,3 раза, причем в течение всех этих периодов будет иметь место профицит бюджета фонда. Половину доходов бюджета составляют межбюджетные трансферты из федерального и региональных бюджетов. Эта динамика отражает курс Правительства РФ на постоянный рост пенсий.